Предназначенные для обручения "железный перстень, в энак силы мужа, и перстень золотой, в знак нежности и чистоты жены", иерей полагает на св. престол, «Так как дело зто совершается перед Христом, и Он будет для них общением и единением в освящении и правой вере в Него, и целомудрия» [5, с. З53]. В результате троекратного обмена, в знак того, что любящие отдают себя друг другу на всю жизнь, золотое кольцо, символизирующее солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе, остается у жены, а серебряное, как подобие луны, блистающей отражением солнечного света, остается у мужа. Кольцо – зна вечности и неразрывности брачного союза, скрепляющая его «печать». В молитве священник прости благословить положение колец блаrословениeм небесным, сообразно с той силою, которую получил через перстень Иосиф в Египте, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фамари» [1, с.З02]. Вспоминает притчу о блудном сыне: "перстнем Отец наш Небесный щедр бысть на сына своего" [4, с.9б]. Испрашивает благословение Божие обрученным, как благословил Господь чудесным знамением "водоношения" Ревеку в супруги Исааку.
Непосредственно перед началом венчания (особенно это важно в том случае, если оно соверщается через какое-то время после обручения) жениху и невесте предстоит еще раз перед лицом Бога и Церкви подтвердить свое свободное, непринужденное желание вступить в брак. В христианском понимании это волеизъявление – «главное условие для естественного (по плоти) Брака, условие, после которого он должен считаться заключенным» [1, с. 303]. Чинопоследование венчания начинается возгласом Божественной Литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…», провозглашая сопричастность супругов Царству Божию, путь к которому открывается им в этом Таинстве.
Запечатлевают Таинство Брака возложение венцов и слова, произносимые священником: "'Господи Боже наш, славою и честию венчай я" [4, c.111]. «Венцы, возложенные на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением Beнцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Божие» [б, c.155]. Возложением венцов провозглашается слава человеку, как царю творения. Посредством возложения венцов супруги реально становятся царем и царицей друг для друга на всю многотрудную, полную скорбей и искушений жизнь. Этим же увенчанием глав супругов выражается честь и слава мученических венцов. Не случайно на фоне множества ветхозаветных образов, из новозаветных святых в молитвах венчания упоминаются сорок мучеников севастийских, rлавы которых были увенчаны уже в их страданиях видимым образом. Путь к Царству Божию – это Cтpaдaния и распятие за Христа. «Супружество, которое не распинает постоянно свой собственный эrоизм и самодостаточность, которое не "умирает для себя" с тем, чтобы указывать на Toro, Кто превыше Bcero земноrо, нельзя назвать христианским» [1, с.З05]. Наконец, для каждоrо из супруrов это "неувядаемыя славы венец" [4, с.105], нетленный венец Царства Божиеrо.
Удивительны по своей красоте и содержанию молитвы чинопоследования венчания. Церковь просит сохранить образовавшуюся семью, как сохранил Господь коrда-то праведноrо Ноя в ковчеrе, пророка Иону во чреве кита, святых трех отроков в печи вавилонской и даровать им ту радость, какою возрадовалась царица Елена, обретя Честный Крест Христов. Интересно, что из новозаветных святых никто больше не упоминается в этих молитвах «потому, – rоворит блаж. Симеон Солунский, – что брак – не высшее состояние христианина, хотя и блаrословляется Христом ради немощи человеческой и ради продолжения бытия тленноrо мира» [5, С.355].
Cynpyraм, венчанным в «плоть едину», подается общая чаша вина, которую они, как свою уже общую судьбу с общими радостями, скорбями и утешениями, должны испить до дна. Их жизнь Teперь – единая радость о Господе. Их супружество – это вечное шествие рука об руку, в знак котoporo совершается троекратное, во образ и славу Святой Троицы, хождение вокруг аналоя.
Итак, «Церковь, блаrословляя брак, провозrлашает венчавшихся родоначальниками новой христианской семьи – малой домашней церкви, указывая путь в Царство Божие» [6, c.155]. Из читаeмoro на венчании фраrмента nослания ап. Павла к Ефесянам (5, 20 – 33) ясно видно, какими же должны быть взаимоотношения супруroв. От мужей требуется самоотверженная любовь к своим женам, по примеру Христа, возлюбившеrо Свою Церковь и отдавшеrо за нее Свою жизнь. От жен – полное повиновение своим мужьям, как Самoмy Господу, потому что муж – rлава семьи, как и Христос – rлава Церкви. «Казалось бы, самое простое, но и самое трудное занять в браке каждому свое место… Если есть эта решимость и желание – Боr всеrда поможет на этом трудном, мученическом, но и блаженном пути» [1, с.292]. Слова Апостола: «жена да боится cвoero мужа» отнюдь не подразумевают рабскоrо страха жены перед мужем. «Этот «страх» есть не что иное, как уважение к мужу с опасением, как бы не оскорбить ero и не уменьшить любовь ero к себе» [2, c.423]. Но ни мужчина, ни женщина не имеют в браке полной власти друr над друrом, ибо насилие над волей друrоrо, даже во имя любви, убивает саму любовь. А между тем, «величайшая мудрость христианскоrо брака – дать полную свободу тому, коro любишь, ибо земной наш Брак – подобие брака небесноrо – Христа и Церкви – а там полная свобода» [1, с.292].
Важнейшей для супругов задачей является не только сохранить любовь друг к другу, но и детей своих воспитать в вере и любви. «Воспитывая (детей) только для временной жизни, – rоворит свт. Тихон Задонский в своих nоучениях, – родители лишают их вечной жизни, вечноrо счастья, затворяя им дверь к блаженной вечности» [7, c.185]. В Таинстве Брака подается супругам 6лаrодать, содеиствующая в воспитании детеи.
Очень важны для супружеской пары молитвы о них их родителей, поскольку «молитвы родителей утверждают основания домов» [4, с.1O8].
«Последование венчания своим молитвенно-блаrодатным строем полагает основание для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни» [6, с.150]. Христианская семья это та среда, где члены её имеют возможность проводить время в непрестанном труде, молитве и упражнениях в добродетелях любви, смирения, послушания, умеренности во всем. «В последовании венчания отображена традиция церковного осмысления основ семейной жизни» [6, с.150].
ЛИТЕРАТУРА
1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Издательство Московской Патриархии, 1983.
2. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. Сатисъ, С-Пб., 1995.
3. Соловьёв В., Троицкий С., прот. Иоанн Мейендорф. Смыс любви. Христианская философия брака. Брак в Православии. «Путь», М., 1995.
4. Требник. В двух частях. Издательский отдел Московской Патриархии, М., 1991.
5. Блаж. Симеон архиеп. Фессалоникийский. Сочинения, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Галактика, М., 1994 (репр.).
6. Прот. Геннадий Нефёдов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1999.
7. Свт. Тихон Задонский. Наставления об обязанностях (должностях) каждого христианина, извлеченные из его творений. Под ред. еп. Ювеналия. Харбин, 1942.
Тема: «Христианское понимание брака (на основе анализа чинопоследования)»
Оценка – 5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.