Христианское супружество

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАН[L.D.1] 

1.  Два [L.D.2] пути ко спасению.

2.  Божественное установление супружества.

3.  Супружеский союз, как подобие союза Христа и Церкви.

4.  Учение Апостолов о взаимоотношении супругов.

5.  О возможности разводов и заключения второго брака.

6.  Заключение.

Брак и девство всегда nочитались христианами, как два указанных Свя­­щен­ным Писанием пути, ведущих к одной цели – вечной блаженной жиз­ни в Цар­ствии Небесном. Девство ставится выше брака для тех, кто может со­хра­нить его в чистоте. Так, Сам Господь Иисус Христос, отвечая на утвер­ждение уче­ников, что лучше не жениться, говорит: “He все вмещают слово сие, но ко­му да­но... Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19, 10, 12). Апос­тол Па­вел бла­го­словляет: “безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им ос­таваться, как я” (1 Кор. 7,8). Св. Игнатий Богоносец в письме к Поликарпу Сми­рн­ско­му пи­шет: “A кто может в честь плоти Господней nребывать в чис­тоте, пусть nре­бывает, но без тщеславия” [1, с. 294].

На вопрос “nочему?” можно ответить словами апостола Павла: “неже­на­тый за­ботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мир­­ском, как угодить жене” и такая же “разность между замужнею и деви­цею” (1 Кор. 7, 32 – 33). Конечно, человек, не отягощенный попечением о сво­ей “второй nоловине”, о детях, о домашнем хозяйстве, может всецело по­святить себя молитве и слу­же­нию Богу и ближним. И значительное большин­ство житий святых повествуют нам именно о таких христианах, являя вступа­ющим на путь монашества мно­же­с­тво примеров для nодражания.

А, между тем, Святая Церковь всегда благословляла и другой путь – путь супружества – путь “...двух верующих, имеющих одну и ту же надежду, жи­ву­щих по одним правилам, служащих Единому Госnоду” [1, с.29З]. Ап. Па­­вел предупреждает, что на этом пути будет множество скорбей и труднос­тей всякого рода (1 Кор. 7, 28), но в любви и взаимопонимании и их можно пре­терпеть (Еф. 5, 33). “Брак, – говорит блаж. Симеон Солунский, – не выс­шее состо­я­ние христианина, хо­тя и благословляется Христом ради немощи че­ло­вечес­кой и ради про­долже­ния бытия тленного мира” [2, С.355].

Божественное установление брака заключается уже в самом акте со­тво­ре­ния человека – мужчины и женщины. Самим Творцом человеческая при­ро­да раз­делена на две половины, ни одна из которых не является совер­шен­ной. И толь­ко супруги могут взаимно дополнить друг друга свойствами своего по­ла. О су­пружеской паре, как едином целом, единой плоти свиде­тель­ствует со­­творение жены из ребра – части тела – мужа. Из библейского по­вество­ва­ния о сотворении человека видно, что Господь благословил су­пру­жество еще в раю, сказав: “nлодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю” (Быт. 1,28). “Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене сво­ей; и будут (два) одна плоть” (Быт. 2, 24; Мф. 9, б; Ефес. 5, З1).

Богоизбранному еврейскому народу было чуждо таинственное пони­ма­ние брака, как вечного союза до пришествия в мир Сына Божия. Сущность и цель брака за­ключалась в воспроизводстве рода и для её достижения допус­ти­мыми считались все средства – многоженство, внебрачное сожительство и даже расторжение бр­ака. Продолжение рода было самым очевидным и со­вер­шенно необходимым знаком Божьего благословения. От пре­ста­релых и не­пло­дных родителей по воле и милости Божией родились Исаак, Иоанн Пред­те­ча и Пре­святая Дева Мария. И, на­против, бесплодный брак считался про­клятием, тяготеющим над супружеской четой, в особенности над жен­щи­ной.

Сам Господь Иисус Христос nрисутствием своим на браке в Кане Гали­лей­ской благословил, возвысил и освятил супружеский союз. “Чудо претво­ре­ния воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, ко­то­рым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, сое­ди­­ня­ю­щей души о Госnоде” [1, с. ЗОб]. Когда вино на брачном пире иссякло, Гос­по­дом дано было новое вино, чудом сотворенное из воды. Так и отноше­ния супру­гов, не греховные по своей сути, но лишившиеся благодати вслед­ствии гре­хо­nа­де­ния, соделываются благодатными, освящаясь церковным бла­­гословением Брака, приближаясь к своему nервообразу – союзу Христа с Цер­­ковью.

О супружестве, как образе таинственного единения Христа с Цер­ковью го­ворит св. аn. Павел в Послании к ефесянам (Ефес. 5, 21 – 32). Лю­бовь мужа к жене – это по­до­бие любви Спасителя к Церкви, за которую Он отдал Себя на крестную смерть. Лю­бовно-смиренное повиновение жены му­жу – подобие отношения Церкви ко Христу, истинных её последователей, сво­ими страда­ни­ями и мученической смер­тью подтвердивших любовь к Гос­поду. “Смысл брака в любви. В повиновении жены и любви мужа христи­ан­ский брак отоб­ражает союз Христа и Церкви” [3, с.245].

Само по себе то, “что человек, ос­та­вив nроизведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, бо­ле­ла им, в болезнях родила, оста­вивши тех, которые столько благодетель­ство­ва­ли, к которым он привык, – со­четавается с тою, которой прежде не видел, кото­рая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает её Bceму…”; по слову свт. Ио­анна Златоуста, есть “таинство великое, заключающее в себе какую-то сокро­венную мудрость” [4, c. 422]. Тем более велико это Таинство, когда супру­жес­кий союз благослов­ля­ется Церковью во образ духовного союза Христа и Церкви. “Тайна брака, – отмечает еп. Кассиан, – есть тайна естественная (ср. ст 31). Но естественная тайна получает своё высшее религиозное осмысление в возведении её к сою­зу Христа и Церкви” [3, с.245].

Итак, двое решили соединиться узами брака, стать, согласно Слову Бо­жию (Быт. 1, 24; Мф. 19, 5; Мк. 10, 7), одним целым, единой плотью. Бого­ус­тановленный брак не заключает в себе ничего греховного и нечистого (1 Кор. 7, 28, 36).

Из учения ап. Павла, изложенного им в Послании к Ефесянам (5, 20 – 33) видно, какими же должны быть взаи­мо­от­ношения супругoв. От мужей тре­буется самоотверженная любовь к своим же­нам, по примеру Христа, воз­любившего Свою Церковь и отдавшего за нее Свою жизнь. “Отношения хри­с­тианских мужей к жёнам своим, по Апостолу (1 Пет. 3, 7), должны отли­ча­ть­ся благоразумной бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением” [5, т.10, с.279]. От жен – полное, но отнюдь не рабское повиновение своим мужьям, как Самoмy Господу, по­то­му что муж – глава семьи, как и Христос – глава Церкви (1 Пет. 3, 1; Кол. 3, 18). Св. ап. Пётр говорит о святых женах, укра­сив­ших себя добродетелью повиновения своему супругу (1 Пет. 3, 5 – 6). Ины­ми словами, супругам надлежит оказывать друг другу должное благорас­по­ложение (1 Кор. 7, 3). “Казалось бы, самое про­стое, но и самое трудное за­нять в браке каж­дому свое место… Если есть эта решимость и желание – Бог всегда по­мо­жет на этом трудном, мученическом, но и блаженном пути” [1, с.292].

Слова Апостола: “жена да боится cвoeгo мужа” от­нюдь не подразу­ме­ва­ют рабского страха жены перед мужем. “Этот “страх” есть не что иное, как уважение к мужу с опасением, как бы не оскорбить eгo и не уменьшить лю­бовь eгo к себе” [4, c.423]. Но ни мужчина, ни женщина не име­ют в браке пол­­ной власти друг над другом, ибо насилие над волей другого, да­же во имя любви, убивает саму любовь. А между тем, “величайшая мудрость христиан­ского брака – дать полную свободу тому, когo любишь, ибо земной наш Брак – подобие брака небесного – Христа и Церкви – а там полная свобода” [1, с.292].

Похожие материалы

Информация о работе