ПЛАН[L.D.1]
1. Два [L.D.2] пути ко спасению.
2. Божественное установление супружества.
3. Супружеский союз, как подобие союза Христа и Церкви.
4. Учение Апостолов о взаимоотношении супругов.
5. О возможности разводов и заключения второго брака.
6. Заключение.
Брак и девство всегда nочитались христианами, как два указанных Священным Писанием пути, ведущих к одной цели – вечной блаженной жизни в Царствии Небесном. Девство ставится выше брака для тех, кто может сохранить его в чистоте. Так, Сам Господь Иисус Христос, отвечая на утверждение учеников, что лучше не жениться, говорит: “He все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19, 10, 12). Апостол Павел благословляет: “безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я” (1 Кор. 7,8). Св. Игнатий Богоносец в письме к Поликарпу Смирнскому пишет: “A кто может в честь плоти Господней nребывать в чистоте, пусть nребывает, но без тщеславия” [1, с. 294].
На вопрос “nочему?” можно ответить словами апостола Павла: “неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене” и такая же “разность между замужнею и девицею” (1 Кор. 7, 32 – 33). Конечно, человек, не отягощенный попечением о своей “второй nоловине”, о детях, о домашнем хозяйстве, может всецело посвятить себя молитве и служению Богу и ближним. И значительное большинство житий святых повествуют нам именно о таких христианах, являя вступающим на путь монашества множество примеров для nодражания.
А, между тем, Святая Церковь всегда благословляла и другой путь – путь супружества – путь “...двух верующих, имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Госnоду” [1, с.29З]. Ап. Павел предупреждает, что на этом пути будет множество скорбей и трудностей всякого рода (1 Кор. 7, 28), но в любви и взаимопонимании и их можно претерпеть (Еф. 5, 33). “Брак, – говорит блаж. Симеон Солунский, – не высшее состояние христианина, хотя и благословляется Христом ради немощи человеческой и ради продолжения бытия тленного мира” [2, С.355].
Божественное установление брака заключается уже в самом акте сотворения человека – мужчины и женщины. Самим Творцом человеческая природа разделена на две половины, ни одна из которых не является совершенной. И только супруги могут взаимно дополнить друг друга свойствами своего пола. О супружеской паре, как едином целом, единой плоти свидетельствует сотворение жены из ребра – части тела – мужа. Из библейского повествования о сотворении человека видно, что Господь благословил супружество еще в раю, сказав: “nлодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю” (Быт. 1,28). “Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть” (Быт. 2, 24; Мф. 9, б; Ефес. 5, З1).
Богоизбранному еврейскому народу было чуждо таинственное понимание брака, как вечного союза до пришествия в мир Сына Божия. Сущность и цель брака заключалась в воспроизводстве рода и для её достижения допустимыми считались все средства – многоженство, внебрачное сожительство и даже расторжение брака. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благословения. От престарелых и неплодных родителей по воле и милости Божией родились Исаак, Иоанн Предтеча и Пресвятая Дева Мария. И, напротив, бесплодный брак считался проклятием, тяготеющим над супружеской четой, в особенности над женщиной.
Сам Господь Иисус Христос nрисутствием своим на браке в Кане Галилейской благословил, возвысил и освятил супружеский союз. “Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Госnоде” [1, с. ЗОб]. Когда вино на брачном пире иссякло, Господом дано было новое вино, чудом сотворенное из воды. Так и отношения супругов, не греховные по своей сути, но лишившиеся благодати вследствии грехоnадения, соделываются благодатными, освящаясь церковным благословением Брака, приближаясь к своему nервообразу – союзу Христа с Церковью.
О супружестве, как образе таинственного единения Христа с Церковью говорит св. аn. Павел в Послании к ефесянам (Ефес. 5, 21 – 32). Любовь мужа к жене – это подобие любви Спасителя к Церкви, за которую Он отдал Себя на крестную смерть. Любовно-смиренное повиновение жены мужу – подобие отношения Церкви ко Христу, истинных её последователей, своими страданиями и мученической смертью подтвердивших любовь к Господу. “Смысл брака в любви. В повиновении жены и любви мужа христианский брак отображает союз Христа и Церкви” [3, с.245].
Само по себе то, “что человек, оставив nроизведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык, – сочетавается с тою, которой прежде не видел, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает её Bceму…”; по слову свт. Иоанна Златоуста, есть “таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость” [4, c. 422]. Тем более велико это Таинство, когда супружеский союз благословляется Церковью во образ духовного союза Христа и Церкви. “Тайна брака, – отмечает еп. Кассиан, – есть тайна естественная (ср. ст 31). Но естественная тайна получает своё высшее религиозное осмысление в возведении её к союзу Христа и Церкви” [3, с.245].
Итак, двое решили соединиться узами брака, стать, согласно Слову Божию (Быт. 1, 24; Мф. 19, 5; Мк. 10, 7), одним целым, единой плотью. Богоустановленный брак не заключает в себе ничего греховного и нечистого (1 Кор. 7, 28, 36).
Из учения ап. Павла, изложенного им в Послании к Ефесянам (5, 20 – 33) видно, какими же должны быть взаимоотношения супругoв. От мужей требуется самоотверженная любовь к своим женам, по примеру Христа, возлюбившего Свою Церковь и отдавшего за нее Свою жизнь. “Отношения христианских мужей к жёнам своим, по Апостолу (1 Пет. 3, 7), должны отличаться благоразумной бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением” [5, т.10, с.279]. От жен – полное, но отнюдь не рабское повиновение своим мужьям, как Самoмy Господу, потому что муж – глава семьи, как и Христос – глава Церкви (1 Пет. 3, 1; Кол. 3, 18). Св. ап. Пётр говорит о святых женах, украсивших себя добродетелью повиновения своему супругу (1 Пет. 3, 5 – 6). Иными словами, супругам надлежит оказывать друг другу должное благорасположение (1 Кор. 7, 3). “Казалось бы, самое простое, но и самое трудное занять в браке каждому свое место… Если есть эта решимость и желание – Бог всегда поможет на этом трудном, мученическом, но и блаженном пути” [1, с.292].
Слова Апостола: “жена да боится cвoeгo мужа” отнюдь не подразумевают рабского страха жены перед мужем. “Этот “страх” есть не что иное, как уважение к мужу с опасением, как бы не оскорбить eгo и не уменьшить любовь eгo к себе” [4, c.423]. Но ни мужчина, ни женщина не имеют в браке полной власти друг над другом, ибо насилие над волей другого, даже во имя любви, убивает саму любовь. А между тем, “величайшая мудрость христианского брака – дать полную свободу тому, когo любишь, ибо земной наш Брак – подобие брака небесного – Христа и Церкви – а там полная свобода” [1, с.292].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.