Господь Иисус Христос совершил наше спасение через страдание и крестную смерть. Он воспринял нашу плоть и кровь, чтобы «смертию лишить силы имеющего державу смерти» (Евр. 2,14). Он во всём уподобился братии, чтобы «как Сам… претерпел, быв искушен», мог помочь и искушаемым» (Евр. 2,18). Страданием Христос «навык послушанию» (Евр. 5,8) «и сделался для всех послушных ему виновником вечного спасения» (Евр. 5,9).
Потому страдания в жизни человека – не бессмысленны. В первую очередь, они – путь христианина, которым он уподобляется Христу, соединяется с Ним и, таким образом, участвует в Его спасении. Страдания должны восприниматься, как подражание Господу Иисусу Христу и следование за Ним (1 Пет. 2, 21; Иак. 1, 3–4).
Чтобы с постоянством нести страдания и скорби, «нужно иметь терпение и крепкую веру, взирая на будущее воздаяние, как делали все, ветхозаветные праведники» (Евр. 11). Нам, имея такое количество свидетелей, следует идти указанным путём, взирая на «Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12,2).
Через скорби, страдания и наказания мы становимся детьми Божиими (Евр. 12,7). Как любящий Отец, Бог наказывает того, кого Он усыновил. Страдания и скорби – путь к исправлению и очищению. Страдая, человек «перестаёт грешить» (1 Пет. 4, 1–2). Сейчас нам кажется, что наказания – повод для печали, но потом наученным через него они «доставят мирный плод праведности» (Евр. 12,11). Если человек страдает за совершенные им злые дела, это, конечно, не может восприниматься, как награда, но как вполне справедливое воздаяние. Невинные же страдания уподобляют человека Христу, поскольку и Он претерпел крестную смерть, будучи безгрешным (1 Пет. 2, 19–20,22–24; 3,17–18; 4,14–19). Св. ап. Пётр призывает терпеливо и с кротостью переносить незаслуженные страдания, напоминая верующим пророчество Исаии о кротости Христа, ранами Которого мы исцелились (1 Пет. 2, 19–25). Каждому своя мера страданий и своя за него ответственность (Иак.1, 9–12). Утешением в страданиях для нас является будущая радость и торжество в явление Христа (1 Пет.4,13).
Страдания христиан – это свидетельство истинности исповедуемой ими веры, поскольку воодушевляют и других к исповеданию Христа. Так узы св. ап. Павла послужили к успеху евангельской проповеди (Флп. 1,14).
Подобно тому, как Сын Божий, добровольно приняв страдания, уничижил Себя, «приняв зрак раба, смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7,8) «навык послушанию» Отцу, и нас наши страдания научают смирению и послушанию (Евр. 5, 7–9).
Страдания Христа послужили к Его славе (Флп. 2,9). Верующему в Господа нужно участвовать в страданиях Христа, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3,10), чтобы достичь воскресения и вечной жизни с Ним. Наше уничиженное тело Господь в будущем «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп. 3,21).
Социальным вопросам, интересующим первых христиан, но актуальных для всех поколений в посланиях святых Апостолов уделяется довольно много внимания. Одним из таких можно назвать вопрос об отношении христиан к светской власти.
Согласно учению Апостолов, христиане должны оказывать почтение (1 Пет. 2,17; Рим. 13,7), благорасположение, проявлять покорность и верность (Тит. 2, 9–10; 1 Пет. 2,13) гражданским властям:
ü поскольку всякая власть, особенно наказывающая зло и поощряющая добро, должна восприниматься, как данная от Бога, в силу чего повиновение ей является знаком благоговения перед Богом и, напротив, противление ей является противлением воле Божией (Рим. 13,1–2);
ü из страха наказания за злые, не угодные дела, не забывая при этом, что истинно бояться стоит лишь наказания Божия (Рим. 13,3–4; 1 Пет. 2,14);
ü по нравственным причинам, т.е. по требованию христианской совести ради Господа (Рим. 13,5; 1 Пет. 2, 13; 1 Тим. 2,3–4), помня, что «если христианская совесть… противится исполнению требований власти, идущих против этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу совести, чем требованию власти… Право неисполнения повелений власти предоставляется… исключительно в делах религии, когда власть государственная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру» [1. т.10, с.504–505];
Христианам надлежит молиться за власть придержащих, ибо от них во многом зависит мирное течение нашей жизни (1 Тим. 2, 1–3).
Послание св. ап. Павла к Филиппийцам можно назвать «посланием радости», поскольку в нем Апостол многократно выражает свою радость об успехе евангельской проповеди и вере братьев во Христе, а также призывает к радости о Господе всех верующих, к единодушию в вере (Флп. 1,25; 2,1–2; 3,1). Св.Апостол говорит о том, что сам он с радостью приносит молитву Господу за участие филиппийцев в благовествовании (Флп. 1,4–5) и радуется их верности Господу и Его служению (Флп. 2,2; 4,1).
Филиппийцы были искренне преданы ап.Павлу и всячески старались содействовать его служению. Апостол радуется этому, поскольку оказывая милосердие ему, как служителю Христову, его ученики служат Господу (Флп. 2,17–18) и отвечает филиппийцам горячей любовью и радостью за них (Флп. 4,10). Преданные ап.Павлу филиппийцы были обеспокоены заключением его в узы и св.Апостол ободряет их, говоря, что и узы его послужили для пользы дела, ибо «большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами,.. начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие». (Флп. 1,14).
Еп.Кассиан, упоминая о том, что в современной науке посл. к Филиппийцам было названо «посланием радости», высказывает мнение, что Апостол, увидев то, что способно помешать радости возлюбленных его учеников (вероятно, речь идёт о проповеди иудействующих, поскольку в Флп. 3,3 говорится об обрезании), решил предостеречь их (Флп. 3,2).
Св.ап. Павел сам о себе говорит, что он оставил всю свою прежнюю образованость и положение в обществе ради познания Господа, веры во Христа, участия в Его страданиях и достижения воскресения (Флп. 3, 8–11). И всех верующих во христа он призывает мыслить так же, стремиться к подражанию Христу в Его смирении и страданиях. Как и все христиане, «филиппийцы должны подражать Павлу. Его путь последования за христом должен стать и их путём» [2, с.237].
Следовать же за Христом нужно путём Его смирения и послушания Богу, ведущим к славе (Флп. 2, 5–11). Восприняв образ человеческий, Христос в Своём предельном послушании Богу Отцу дошел до предельного уничижения – позорной крестной смерти. Но за этим следовало и прославление от Отца, заключающееся в даровании Ему имени «выше всякого имени» (Флп. 2,9).
Делу воплощения, а значит и уничижения Христова послужила Пресв. Богородица. Путём же, «который привёл Деву Марию к тайне безмужного зачатия, было беспредельное смирение… Следующие за Христом путём Его смирения, должны вместе с Ним войти в славу» [2, с.236].
Послание св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам
Согласно учению св. апостола Павла:
v Христос есть истинный Бог (Кол. 1, 15–17; 2 ,9).
v В Господе Иисусе Христе открылась тайна превечного предопределения ко спасению (Еф. 1, 4,9; 3, 9,11).
v Искупление есть откровение божественной любви. (Еф. 3, 18–19).
v Спасение совершает вся Святая Троица – по благоволению Отца Христом в Духе Святом (Кол. 1, 19).
v Искупление совершено без всякой заслуги с нашей стороны (Еф. 2, 8).
v Крестная смерть Спасителя – Жертва, которая принесена всей Пресвятой Троице (Еф. 5, 2).
v Постредством этой жертвы Господь Иисус Христос примирил человека с Богом (Кол. 1,20), «убив вражду» (Еф. 2,16).
v В человеческой природе Христа мёртвое по преступлению человечество оживотворено, воссоздано и вознесено на небеса (Еф. 2,5–6; Кол. 3,10–11).
v Христос разрешил от грехов, разрушил клятву, избавил от власти диавола, искупил Своею Кровию (Еф. 1, 7; Кол. 1, 12–13, 2, 14–15).
v Христос стал залогом нашего воскресения. (Кол. 1, 18, 3, 3,4).
v На Кресте была создана Церковь (Еф. 1, 22–23; 5, 25–27), в которой разрушена преграда между иудеями и язычниками. (Еф. 2, 14–16,18. Кол. 1, 21–22).
v Для спасения необходимо пребывать в Церкви. (Еф. 5, 23; Кол. 2, 18–19).
v Спасение имеет универсальный характер (Еф. 1, 10; Кол. 1, 20,23).
В послании св. ап. Павла к Ефессянам встречаются следующие экклезиологические образы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.