Послание св. ап.Павла к Филиппийцам. Послания св. ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам. Соборные послания. Послание к Евреям, страница 2

ü образ главы и тела (Еф. 1,22–23; 4,11–16; 5). Подобно тому, как члены че­ловеческого тела составляют с головой, являющейся центром всей его жиз­ни, целостный организм, так и верующие составляют с Господом Ии­су­сом Христом, всецело руководящим жизнью Церкви, единый телесно-ду­ховный организм;

ü образ строящегося здания (Еф. 2,19–22). Соединённые между собою в хрис­тианстве иудеи и язычники (св. Апостол называет их соответственно ближними и дальними (ст.17–18) составляют одну Церковь, как бы одно здание, утвеждающееся на основании Апостолов и Пророков и на Крае­у­гольном Камне – Самом Господе Иисусе Христе, и скрепляются одним Духом;

ü образ брачного союза (Еф. 5,32). Подобно тому, как «близость мужа к же­не и взаимное их единение в благословенном христианском браке так ве­лики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и на­гляд­нейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз» [3, с.422]. Таким образом, тес­нейший, нерасторжимый, проникнутый любовью и святостью союз Хри­ста с Его Церковью является и примером супружеского единения в хрис­ти­анском браке.

Послание св. Ап. Павла к Титу; 1, 2 к Тимофею

Говоря в пастырских посланиях о лжеучниях, с которыми придётся стал­киваться пресвитерам Церкви, св. ап. Павел не даёт исчерпывающей ин­фор­ма­ции, но отмечает в них иудейский элемент (Тит. 1, 10,14) и влияние местных условий (Тит. 1, 12–13).

Склонность лжеучителей к бесконечным родословиям, о которой пи­шет Апостол (1 Тим. 1,4), является отличительной чертой гностиков, имею­щих свою мифологию и учение об эмонациях. Обличения св. ап. Павла, несо­м­ненно, касались гностических систем (от греч. γνωσις – знание). Вообще гно­с­тическое учение объединяло в себе ос­но­вы гре­ческой философии, вос­то­ч­ных религий и удейского богословия. Но упоминание закона в 1 Тим. 1,7 и далее наводит на мысль, что речь идет об иудаистическом гносисе, которому и уделяется особое внимание и которое Апостол на­зы­вая «иудейскими басня­ми» (Тит. 1, 10,14; 3, 9,11; 1 Тим. 1, 6,9).  Отличительной чертой всех лже­у­чи­телей св. Павел считает крайнюю бессовестность и лице­ме­рие (1 Тим. 4,2).

В послании к Тимофею (4, 1–5) св. ап. Павел, полагая, что трудно бо­роть­ся с лож­ными учениями, не зная их, предостерегает от присущего ерети­кам крайнего ас­ке­тизма – чрезмерного воздержания в пище и отрицания бра­ка. В силу при­су­ще­го гностицизму дуашизма – представления о двух началах в мире добром – ду­ховном и злом – материальном гностики отрицательно относились к плоти либо изнуряя её, на что и обращает внимание Апостол, ли­бо попуская предельную распущенность. Гнушение плотью ведёт к иска­же­нию догмата о боговоплощении.

Ап. Павел предостерегает от лжеучителей, отрицающих будущее вос­к­ре­сение мёртвых, и утвержающих, что воскресение, по всей вероятности ду­хов­ное, уже было (2 Тим. 2, 14–18).

Олбичение ложных воззрений важно потому, что «Искажение учения ведёт и к искажению жизни» (Тит. 1, 15–16) [2, с.250].

Во втором послании к Тимофею св. Павел неоднократно называет себя узником (2 Тим. 1, 8,16; 2, 9). Но о том, что это были последние узы Апос­то­ла в Риме и он уже предчувствовал приближающуюся кончину говорят сле­ду­ющие его слова: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшес­т­вия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру со­хра­нил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, пра­вед­ный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явле­ние Его» (2 Тим. 4, 6 – 8).

Соборные послания

В своём послании св.ап. Иаков говорит о том, что мудрость каждому че­ловеку надлежит с верой и без всякого сомнения просить у Бога (Иак. 1,5–6). Истинно мудрый человек показывает это своим добрым поведением и кро­тостью (Иак. 3, 13). «мудрость, сходящая свыше, – говорит св.Апостол, – во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды [L.D.1] в мире се­ется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3,17–18). 

Вокруг людей завистливых и сварливых, напротив, царит полная неус­т­роенность и всё плохое. Подобного человека если и можно назвать мудрым с земной, душевной точки зрения, но это не мудрость исходящая от Бога (Иак. 3, 14–16). Источником такой мудрости является отец лжи – диавол.

Согласно пониманию св.ап. Петра, все ветхозаветные пророки, пред­с­ка­зывавшие страдания, смерть и последующую славу Христа Спасителя, го­ворили об этом, будучи вдохновляемы Духом Божиим (1 Пет. 1, 10–11) и при этом никогда истинные пророчества не были изрекаемы по воле людей (2 Пет. 1, 21). Поэтому и разъяснить пророчестваПисания невозможно только сво­ими силами (2 Пет.1,20).

Св.ап. Павел прямо называет всё Писание бо­го­духновенным и по­лез­ным для назидания верующих, способным утвердить в вере во Христа (2 Тим. 3,15–16). Понятно, что Апостолы говорили о книгах Ветхого Завета, по­с­кольку канон Новозаветных книг не сложился ещё е тому времени, и эти их утверждения свидетельствуют об их важности для хрис­ти­ан.

Послание к Евреям

Если бы первый (Ветхий) Завет был без недостатков, не было бы нуж­ды в другом. Но уже ветхозаветные пророки, напр. Иеремия, говорили о за­ключении Нового Завета (Евр. 8,7–8,13).

Закон Моисеев дан был людям для того, чтобы они осознали своё несо­вершенство. Ветхозаветные жертвы должны были очистить людей, приобщая их к Богу. Но они не способны были принести людям спасение, привести их к совершенству (Евр. 9,9). Ветохозаветный Закон «ничего не довёл до совер­шенства» (Евр. 7,19). Возможность препобеждать зло приносит не Закон, а благодатная сила, дарованная Христом. Соделавшись Единым Первосвя­щен­ником, Христос остаётся Им вечно, даруя спасене людям (Евр. 7,23–25). Вет­хозаветные жертвы, приносимые в подобии небесной Скинии, были только прообразом единой Жертвы Сына Божия (Евр. 9,12–15), принесённой Им в нерукотворнном святилище (Евр. 9, 23–26). Поэтому они имеют преходящее значение. Принадлежа одновременно миру божественному и земному, Хрис­тос, истинный Первосвященник и Жертва, соединил человека с Богом.

Соединившись с падшим человечеством, Безгрешный Сын Божий да­ру­ет грешникам спасение. Оно осуществляется в духовном единении со Хрис­том через веру в Него. Вера есть акт свободной воли, не сводящийся лишь к исполнению того или иного обрядового и этического закона, она - «жизнь во Христе», «подражание» Ему, мистический союз с Ним, делающий верных единым Телом Христовым.

Чтобы пребывать в Новом Завете (Евр. 8,9), установленном Христом-Первосвященником, люди должны жить в вере, любви и терпении, как исти­нный новый народ Господень.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт пере­во­да Библии, Стокгольм, 1983 (репр).

2.  Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. YMSA-Press Русский путь, Париж-Москва, 1996.

3.  Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового За­вета. Апостол. Сатисъ, С-Пб, 1995.

4.  Библия. В русском переводе с приложениями. «Жизнь с Богом», Брюс­сель, 1973.

5.  Библейская энциклопедия. Российское Библейское Общество, М., 1996.

6.  Библейская энциклопедия. Т. 1, 2. NB-press, Центурион, АПС, М., 1991.

7.  Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкования на послания святого апостола Павла. Книга 1. Афон, М., 2000.

8.  Булгаков С.В. Православие. Расколы, ереси, секты. «Современник», М., 1994.

Оценка – 5. Захаров.

Вопросы.

Общие вопросы

(Б) Смысл страданий (Фил,, Евр., Иак., 1 Пет.).

(Б) Социальные вопросы в апостольских посланиях: отношение к властям (Рим. 13, 1-7, Тит. 2, 9-10, 1 Пет.2, 13-14,17)

Послание св. ап.Павла к Филиппийцам

(А) Почему послание св. ап. Павла к Филиппийцам называется «посланием радости»? Обоснуйте максимальным количеством ссылок.

(А) Страдание христиан, как подражание Христу.

Послания св. ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам.

(Б) Сотериологическое значение креста Христова.

(А) Перечислите и кратко истолкуйте экклезиологические образы в послании к Ефесянам.

Послания св. ап. Павла к Титу, 1 и 2 к Тимофею.

(А)К концу 60-х годов в церкви появились ереси и лжеучителя. По перечисленным посланиям покажите, что они собой представляли.

(А) Подтвердите ссылками на текст, что 2 Тим. было последним из написанных ап. Павлом.

Соборные послания

(А) Раскройте учение о двух премудростях по посланию Иакова.

(Б) Общее учение о богодухновенности свящ. Писания.

Послание к Евреям

(Б) Раскройте учение Послания о превосходстве Нового завета над Ветхим.

(Евр 9, 14).


 [L.D.1]?