ü образ главы и тела (Еф. 1,22–23; 4,11–16; 5). Подобно тому, как члены человеческого тела составляют с головой, являющейся центром всей его жизни, целостный организм, так и верующие составляют с Господом Иисусом Христом, всецело руководящим жизнью Церкви, единый телесно-духовный организм;
ü образ строящегося здания (Еф. 2,19–22). Соединённые между собою в христианстве иудеи и язычники (св. Апостол называет их соответственно ближними и дальними (ст.17–18) составляют одну Церковь, как бы одно здание, утвеждающееся на основании Апостолов и Пророков и на Краеугольном Камне – Самом Господе Иисусе Христе, и скрепляются одним Духом;
ü образ брачного союза (Еф. 5,32). Подобно тому, как «близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз» [3, с.422]. Таким образом, теснейший, нерасторжимый, проникнутый любовью и святостью союз Христа с Его Церковью является и примером супружеского единения в христианском браке.
Послание св. Ап. Павла к Титу; 1, 2 к Тимофею
Говоря в пастырских посланиях о лжеучниях, с которыми придётся сталкиваться пресвитерам Церкви, св. ап. Павел не даёт исчерпывающей информации, но отмечает в них иудейский элемент (Тит. 1, 10,14) и влияние местных условий (Тит. 1, 12–13).
Склонность лжеучителей к бесконечным родословиям, о которой пишет Апостол (1 Тим. 1,4), является отличительной чертой гностиков, имеющих свою мифологию и учение об эмонациях. Обличения св. ап. Павла, несомненно, касались гностических систем (от греч. γνωσις – знание). Вообще гностическое учение объединяло в себе основы греческой философии, восточных религий и удейского богословия. Но упоминание закона в 1 Тим. 1,7 и далее наводит на мысль, что речь идет об иудаистическом гносисе, которому и уделяется особое внимание и которое Апостол называя «иудейскими баснями» (Тит. 1, 10,14; 3, 9,11; 1 Тим. 1, 6,9). Отличительной чертой всех лжеучителей св. Павел считает крайнюю бессовестность и лицемерие (1 Тим. 4,2).
В послании к Тимофею (4, 1–5) св. ап. Павел, полагая, что трудно бороться с ложными учениями, не зная их, предостерегает от присущего еретикам крайнего аскетизма – чрезмерного воздержания в пище и отрицания брака. В силу присущего гностицизму дуашизма – представления о двух началах в мире добром – духовном и злом – материальном гностики отрицательно относились к плоти либо изнуряя её, на что и обращает внимание Апостол, либо попуская предельную распущенность. Гнушение плотью ведёт к искажению догмата о боговоплощении.
Ап. Павел предостерегает от лжеучителей, отрицающих будущее воскресение мёртвых, и утвержающих, что воскресение, по всей вероятности духовное, уже было (2 Тим. 2, 14–18).
Олбичение ложных воззрений важно потому, что «Искажение учения ведёт и к искажению жизни» (Тит. 1, 15–16) [2, с.250].
Во втором послании к Тимофею св. Павел неоднократно называет себя узником (2 Тим. 1, 8,16; 2, 9). Но о том, что это были последние узы Апостола в Риме и он уже предчувствовал приближающуюся кончину говорят следующие его слова: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6 – 8).
В своём послании св.ап. Иаков говорит о том, что мудрость каждому человеку надлежит с верой и без всякого сомнения просить у Бога (Иак. 1,5–6). Истинно мудрый человек показывает это своим добрым поведением и кротостью (Иак. 3, 13). «мудрость, сходящая свыше, – говорит св.Апостол, – во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды [L.D.1] в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3,17–18).
Вокруг людей завистливых и сварливых, напротив, царит полная неустроенность и всё плохое. Подобного человека если и можно назвать мудрым с земной, душевной точки зрения, но это не мудрость исходящая от Бога (Иак. 3, 14–16). Источником такой мудрости является отец лжи – диавол.
Согласно пониманию св.ап. Петра, все ветхозаветные пророки, предсказывавшие страдания, смерть и последующую славу Христа Спасителя, говорили об этом, будучи вдохновляемы Духом Божиим (1 Пет. 1, 10–11) и при этом никогда истинные пророчества не были изрекаемы по воле людей (2 Пет. 1, 21). Поэтому и разъяснить пророчестваПисания невозможно только своими силами (2 Пет.1,20).
Св.ап. Павел прямо называет всё Писание богодухновенным и полезным для назидания верующих, способным утвердить в вере во Христа (2 Тим. 3,15–16). Понятно, что Апостолы говорили о книгах Ветхого Завета, поскольку канон Новозаветных книг не сложился ещё е тому времени, и эти их утверждения свидетельствуют об их важности для христиан.
Если бы первый (Ветхий) Завет был без недостатков, не было бы нужды в другом. Но уже ветхозаветные пророки, напр. Иеремия, говорили о заключении Нового Завета (Евр. 8,7–8,13).
Закон Моисеев дан был людям для того, чтобы они осознали своё несовершенство. Ветхозаветные жертвы должны были очистить людей, приобщая их к Богу. Но они не способны были принести людям спасение, привести их к совершенству (Евр. 9,9). Ветохозаветный Закон «ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7,19). Возможность препобеждать зло приносит не Закон, а благодатная сила, дарованная Христом. Соделавшись Единым Первосвященником, Христос остаётся Им вечно, даруя спасене людям (Евр. 7,23–25). Ветхозаветные жертвы, приносимые в подобии небесной Скинии, были только прообразом единой Жертвы Сына Божия (Евр. 9,12–15), принесённой Им в нерукотворнном святилище (Евр. 9, 23–26). Поэтому они имеют преходящее значение. Принадлежа одновременно миру божественному и земному, Христос, истинный Первосвященник и Жертва, соединил человека с Богом.
Соединившись с падшим человечеством, Безгрешный Сын Божий дарует грешникам спасение. Оно осуществляется в духовном единении со Христом через веру в Него. Вера есть акт свободной воли, не сводящийся лишь к исполнению того или иного обрядового и этического закона, она - «жизнь во Христе», «подражание» Ему, мистический союз с Ним, делающий верных единым Телом Христовым.
Чтобы пребывать в Новом Завете (Евр. 8,9), установленном Христом-Первосвященником, люди должны жить в вере, любви и терпении, как истинный новый народ Господень.
1. Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1983 (репр).
2. Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. YMSA-Press Русский путь, Париж-Москва, 1996.
3. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. Сатисъ, С-Пб, 1995.
4. Библия. В русском переводе с приложениями. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1973.
5. Библейская энциклопедия. Российское Библейское Общество, М., 1996.
6. Библейская энциклопедия. Т. 1, 2. NB-press, Центурион, АПС, М., 1991.
7. Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкования на послания святого апостола Павла. Книга 1. Афон, М., 2000.
8. Булгаков С.В. Православие. Расколы, ереси, секты. «Современник», М., 1994.
Оценка – 5. Захаров.
Вопросы.
Общие вопросы
(Б) Смысл страданий (Фил,, Евр., Иак., 1 Пет.).
(Б) Социальные вопросы в апостольских посланиях: отношение к властям (Рим. 13, 1-7, Тит. 2, 9-10, 1 Пет.2, 13-14,17)
Послание св. ап.Павла к Филиппийцам
(А) Почему послание св. ап. Павла к Филиппийцам называется «посланием радости»? Обоснуйте максимальным количеством ссылок.
(А) Страдание христиан, как подражание Христу.
Послания св. ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам.
(Б) Сотериологическое значение креста Христова.
(А) Перечислите и кратко истолкуйте экклезиологические образы в послании к Ефесянам.
Послания св. ап. Павла к Титу, 1 и 2 к Тимофею.
(А)К концу 60-х годов в церкви появились ереси и лжеучителя. По перечисленным посланиям покажите, что они собой представляли.
(А) Подтвердите ссылками на текст, что 2 Тим. было последним из написанных ап. Павлом.
Соборные послания
(А) Раскройте учение о двух премудростях по посланию Иакова.
(Б) Общее учение о богодухновенности свящ. Писания.
Послание к Евреям
(Б) Раскройте учение Послания о превосходстве Нового завета над Ветхим.
(Евр 9, 14).
[L.D.1]?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.