Христианское супружество, страница 2

В то же время, супруги уже не властны в полной мере над собой. А по­скольку они всецело принадлежат друг другу, то и воздержание от брачной жизни допустимо для них только по взаимному согласию (1 Кор. 7, 4 – 5). Но Апостол советует по прошествии времени усиленного поста и молитвы быть супругам вместе, ибо искушения возможны не только для одиноких.

Христианская семья это та сре­да, где члены её имеют возможность про­водить время в непрестанном труде, мо­литве и благодарении Господа, в постоянных упражнениях в добродетелях любви, смирения, послушания, уме­­рен­ности во всем (Еф. 5, 17 – 20; 1 Пет. 3, 8, 9).

Важнейшей для супругов задачей является не только сохранить любовь друг к другу, но и детей своих воспитать в вере, (Еф. 6, 4), любви (Тит. 2, 4), послушании и страхе Божием (1 Тим. 3, 4), в целомудрии (Тит. 1, 6), в уваже­нии к семье и родителям (1 Тим. 5, 4) и в покорности им (Тит. 1, 6). “Вос­пи­ты­вая (детей) только для временной жизни, – говорит свт. Тихон Задонский в своих nоучени­ях, – родители лишают их вечной жизни, вечного счастья, за­тво­ряя им дверь к блаженной вечности” [6, c.185].

Конечно, “деторождение и воспитание детей – величайшая радость и под­ли­но Божие благословение. Не существует христианского брака без чис­того и го­рячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить её друг с дру­гом. Брак, в котором дети не желательны, основан на поврежден­ной эгоистической и похотливой любви” [7, с.248]. Но если Господь и посы­ла­ет супругам столь скорбное испытание, как от­сутствие детей, то и пере­но­сить его они должны вместе, поддерживая и укреп­ляя друг друга и уповая на милость Божию.

От супругов, как впрочем и от тех, кто избрал подвиг девства, тре­бу­ет­ся, чтобы они жили целомудренно. “Ибо явилась благодать Божия, спаси­тель­­ная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мир­ские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” (Тит. 2, 11 – 12). Или в чистоте девства, или в честности брака цело­муд­­рен­ное житие связано с отвержением мирских похотей и, в особенности, “плот­ских похотей, восстающих на душу” (1 Пет. 2, 11). Под именем цело­мудрия Слово Божие учит не только о телесной чистоте, но о необходимости пресе­кать даже вожделенные страстные желания (Исх. 20, 17; Втор. 5, 21; Мф. 5, 28). О блуде же ап. Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5, 3). Дей­ствительно, нет ничего страшнее, когда находящиеся в супружестве безза­кон­но обращают супружескую любовь к посторонним. Запрещением греха прелюбодеяния предписывается супружеская любовь и верность.

С христианской точки зрения, как вечен союз Христа и Его Церкви, так и нерасторжимым должен быть союз двух любящих супругов. Блаж. Фео­фи­лакт говорит, что разводы “бывают из любви к воздержанию, или по малоду­шию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения” [8. с.264]. Господь Иисус Христос учил, что только грех прелюбодеяния мо­жет быть причиной развода, а того, что сочетал Бог, человеку разлучать не должно (Мф. 5, 32; 19, 6; 1 Кор. 7, 10).

Апостол Павел добавляет к этому, что даже неверие одного из супру­гов не является для другого поводом для развода (1 Кор. 7, 12 – 14), ибо ве­ру­ющий своей благочестивой жизнью, добрыми делами, не нуждающимися ни в каких словестных подтверждениях (1 Пет. 3, 1 – 2), может привести ко спа­се­нию свою вторую половину (1 Кор. 7, 16). “Брак твой, верная жена, с му­жем неверным, не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уве­ровала; напротив, твое уверование освятило сей брак и мужа твоего в брач­ном отношении”, [3, с.349 – 350] – говорит еп. Феофан Затворник. Блаж. Фео­филакт полагает, что эти слова св. Павла можно применимы только в том случае, “если муж и жена соединились браком, когда ещё оба находились в неверии,.. Ибо если прежде только один муж был неверующим или только од­на жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с не­верующей: это видно из слов Апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую…” [8, с.265]. Дети в таком браке не могут рассматри­вать­ся, как незаконнорожденные (1 Кор. 7, 14). Однако, если неверующий супруг принуждает вторую половину принимать участие в делах своего неверия и требует развода, то лучше расстаться с ним, нежели соблазниться.

Тем же, кто всё-таки решил развестись, должно оставаться безбрач­ны­ми (Мф. 5, 32; Мк. 10, 11; Лк. 16, 18; 1 Кор. 7, 11). Однако, в случае смерти одного из супругов, второй волен соединить свою жизнь с другим человеком. Но, по слову блаж. Феофилакта, “как девство выше первого брака, так пер­вый брак выше второго” [8, с.276]. Поэтому Апостол  и ублажает решивших остаться безбрачными. Для тех же, кто решил вступить во второй брак важ­но, чтобы цель его была благочестива и целомудренна (1 Кор. 7, 39 – 40).

Итак, не взирая на то, что девство и супружество во многом различны между собой, но есть и черты, объединяющие эти два образа жития. “…Ско­ротечность нашей жизни и ожидание Второго пришествия Христова и Стра­ш­ного Суда Божия должны побуждать христиан к такому внутреннему на­строению, при котором “имеющие жен должны быть, как не имеющие” (1 Кор. 7, 29 – 31) [3, с.350]. По мнению блаж. Феофилакта Апостол говорит об этом с той целью, чтобы человек слишком не прилеплялся к браку, не исто­щал на него всех попечений со всем усердием и пристрастием. Так и каждый человек не должен прилепляться ни к чему земному.

Путь к Царству Божию – монашеский или супружеский – это стpaдa­ния и распятие за Христа. “Супру­жес­тво, которое не распинает постоянно свой собственный эгоизм и самодоста­точ­ность, которое не "умирает для се­бя" с тем, чтобы указывать на Toгo, Кто пре­вы­ше вceгo земного, нельзя наз­вать христианским” [1, с.З05]. Наконец, для каж­до­го из супругов это венец неувязаемой славы, нетленный венец Цар­ства Божиего.

Церковь, благословляя брак, провозглашает супругов родона­чаль­ни­ка­ми новой христианской семьи – малой домашней церкви, указывая путь в Цар­ство Божие. Их жизнь Teперь – единая радость о Господе. Их супру­жес­тво – это вечное шествие рука об руку.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Издательство Московской Патриархии, 1983.

2.  Блаж. Симеон архиеп. Фессалоникийский. Сочинения, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Галактика, М., 1994 (репр.).

3.  Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. YMSA-Pгess Русский путь, Париж-Москва, 1996.

4.  Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. Сатисъ, С-Пб., 1995.

5.  Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1983 (репр).

6.  Свт. Тихон Задонский. Наставления об обязанностях (должностях) каждого христианина, извлеченные из его творений. Под ред. еп. Ювеналия. Харбин, 1942.

7.  Соловьёв В., Троицкий С., прот. Иоанн Мейендорф. Смысл любви. Христианская философия брака. Брак в Православии. “Путь”, М., 1995.

8.  Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкования на послания святого апостола Павла. Книга 1. Афон, М., 2000.


Тема: «Христианское супружество».

Оценка 5-. Замечания не изложены.


 [L.D.1]Тема: «Христианское супружество».

 [L.D.2]