В то же время, супруги уже не властны в полной мере над собой. А поскольку они всецело принадлежат друг другу, то и воздержание от брачной жизни допустимо для них только по взаимному согласию (1 Кор. 7, 4 – 5). Но Апостол советует по прошествии времени усиленного поста и молитвы быть супругам вместе, ибо искушения возможны не только для одиноких.
Христианская семья это та среда, где члены её имеют возможность проводить время в непрестанном труде, молитве и благодарении Господа, в постоянных упражнениях в добродетелях любви, смирения, послушания, умеренности во всем (Еф. 5, 17 – 20; 1 Пет. 3, 8, 9).
Важнейшей для супругов задачей является не только сохранить любовь друг к другу, но и детей своих воспитать в вере, (Еф. 6, 4), любви (Тит. 2, 4), послушании и страхе Божием (1 Тим. 3, 4), в целомудрии (Тит. 1, 6), в уважении к семье и родителям (1 Тим. 5, 4) и в покорности им (Тит. 1, 6). “Воспитывая (детей) только для временной жизни, – говорит свт. Тихон Задонский в своих nоучениях, – родители лишают их вечной жизни, вечного счастья, затворяя им дверь к блаженной вечности” [6, c.185].
Конечно, “деторождение и воспитание детей – величайшая радость и подлино Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить её друг с другом. Брак, в котором дети не желательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви” [7, с.248]. Но если Господь и посылает супругам столь скорбное испытание, как отсутствие детей, то и переносить его они должны вместе, поддерживая и укрепляя друг друга и уповая на милость Божию.
От супругов, как впрочем и от тех, кто избрал подвиг девства, требуется, чтобы они жили целомудренно. “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” (Тит. 2, 11 – 12). Или в чистоте девства, или в честности брака целомудренное житие связано с отвержением мирских похотей и, в особенности, “плотских похотей, восстающих на душу” (1 Пет. 2, 11). Под именем целомудрия Слово Божие учит не только о телесной чистоте, но о необходимости пресекать даже вожделенные страстные желания (Исх. 20, 17; Втор. 5, 21; Мф. 5, 28). О блуде же ап. Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5, 3). Действительно, нет ничего страшнее, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним. Запрещением греха прелюбодеяния предписывается супружеская любовь и верность.
С христианской точки зрения, как вечен союз Христа и Его Церкви, так и нерасторжимым должен быть союз двух любящих супругов. Блаж. Феофилакт говорит, что разводы “бывают из любви к воздержанию, или по малодушию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения” [8. с.264]. Господь Иисус Христос учил, что только грех прелюбодеяния может быть причиной развода, а того, что сочетал Бог, человеку разлучать не должно (Мф. 5, 32; 19, 6; 1 Кор. 7, 10).
Апостол Павел добавляет к этому, что даже неверие одного из супругов не является для другого поводом для развода (1 Кор. 7, 12 – 14), ибо верующий своей благочестивой жизнью, добрыми делами, не нуждающимися ни в каких словестных подтверждениях (1 Пет. 3, 1 – 2), может привести ко спасению свою вторую половину (1 Кор. 7, 16). “Брак твой, верная жена, с мужем неверным, не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило сей брак и мужа твоего в брачном отношении”, [3, с.349 – 350] – говорит еп. Феофан Затворник. Блаж. Феофилакт полагает, что эти слова св. Павла можно применимы только в том случае, “если муж и жена соединились браком, когда ещё оба находились в неверии,.. Ибо если прежде только один муж был неверующим или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей: это видно из слов Апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую…” [8, с.265]. Дети в таком браке не могут рассматриваться, как незаконнорожденные (1 Кор. 7, 14). Однако, если неверующий супруг принуждает вторую половину принимать участие в делах своего неверия и требует развода, то лучше расстаться с ним, нежели соблазниться.
Тем же, кто всё-таки решил развестись, должно оставаться безбрачными (Мф. 5, 32; Мк. 10, 11; Лк. 16, 18; 1 Кор. 7, 11). Однако, в случае смерти одного из супругов, второй волен соединить свою жизнь с другим человеком. Но, по слову блаж. Феофилакта, “как девство выше первого брака, так первый брак выше второго” [8, с.276]. Поэтому Апостол и ублажает решивших остаться безбрачными. Для тех же, кто решил вступить во второй брак важно, чтобы цель его была благочестива и целомудренна (1 Кор. 7, 39 – 40).
Итак, не взирая на то, что девство и супружество во многом различны между собой, но есть и черты, объединяющие эти два образа жития. “…Скоротечность нашей жизни и ожидание Второго пришествия Христова и Страшного Суда Божия должны побуждать христиан к такому внутреннему настроению, при котором “имеющие жен должны быть, как не имеющие” (1 Кор. 7, 29 – 31) [3, с.350]. По мнению блаж. Феофилакта Апостол говорит об этом с той целью, чтобы человек слишком не прилеплялся к браку, не истощал на него всех попечений со всем усердием и пристрастием. Так и каждый человек не должен прилепляться ни к чему земному.
Путь к Царству Божию – монашеский или супружеский – это стpaдaния и распятие за Христа. “Супружество, которое не распинает постоянно свой собственный эгоизм и самодостаточность, которое не "умирает для себя" с тем, чтобы указывать на Toгo, Кто превыше вceгo земного, нельзя назвать христианским” [1, с.З05]. Наконец, для каждого из супругов это венец неувязаемой славы, нетленный венец Царства Божиего.
Церковь, благословляя брак, провозглашает супругов родоначальниками новой христианской семьи – малой домашней церкви, указывая путь в Царство Божие. Их жизнь Teперь – единая радость о Господе. Их супружество – это вечное шествие рука об руку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Издательство Московской Патриархии, 1983.
2. Блаж. Симеон архиеп. Фессалоникийский. Сочинения, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Галактика, М., 1994 (репр.).
3. Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. YMSA-Pгess Русский путь, Париж-Москва, 1996.
4. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. Сатисъ, С-Пб., 1995.
5. Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1983 (репр).
6. Свт. Тихон Задонский. Наставления об обязанностях (должностях) каждого христианина, извлеченные из его творений. Под ред. еп. Ювеналия. Харбин, 1942.
7. Соловьёв В., Троицкий С., прот. Иоанн Мейендорф. Смысл любви. Христианская философия брака. Брак в Православии. “Путь”, М., 1995.
8. Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкования на послания святого апостола Павла. Книга 1. Афон, М., 2000.
Тема: «Христианское супружество».
Оценка 5-. Замечания не изложены.
[L.D.1]Тема: «Христианское супружество».
[L.D.2]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.