Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии

Страницы работы

Содержание работы

Введение

Согласно идеям школы Л. С. Выготского, всеобщие и необходимые формы психического развития ребёнка - обучение и воспитание. В традиционном обучении развитие является не главным, а сопутствующим результатом, тогда  как основная цель - дать школьнику готовые эмпирические знания.[16]

Однако в мире постоянно происходит обновление, расширение и развитие знаний, накопленных человечеством. Мозг ребёнка не в состоянии усвоить всё время  увеличивающийся объём  информации. Следовательно, целесообразнее научить  школьника учиться, «школа должна учить мыслить»[8]. «Процесс усвоения системы понятий, системы наук  не может рассматриваться как дело лишь памяти»[18, с. 283]. То есть, ребёнка в современном обществе нужно учить способам получения знаний, самостоятельной постановке перед собой задач по усвоению знаний и решению этих задач.

Таким образом, можно прийти к цели развивающего обучения  - созданию условий для превращения  ученика -  в учащегося, пассивного объекта обучения  -  в активного субъекта. Активный субъект – школьник, заинтересованный в самоизменении и способный к нему, способный также осознать границы своего незнания и преодолеть их.[15]

Система развивающего обучения по Д. Б. Эльконину - В. В. Давыдову принципиально отличается от традиционного обучения. В основе развивающего обучения лежит теория учебной деятельности. Формирование учебной деятельности  у ребёнка возможно только в случае решения им учебных задач. При этом  мысль учащегося движется от общего к частному, воспроизводится логика научного мышления учёных, хотя новые понятия, ценности не создаются, а присваиваются. [5]

В настоящее время развивающее обучение реализуется на уроках математики, русского языка и некоторых других предметах.  В основном, по системе развивающего обучения занимается начальная школа.   Для наиболее гармоничного же развития по возможности на всех предметах должна быть учебная деятельность. «Процесс  формирования учебной деятельности очень длительный и происходит на всех учебных предметах. Нельзя формировать учебную деятельность на занятиях арифметикой и не формировать её на уроках русского языка. Необходимо охватить процесс обучения в целом и по всем основным учебным предметам», считал Д. Б. Эльконин  [17, с. 214-215].

Важной задачей является и разработка программы, обеспечивающей учебную деятельность и решение учебных задач на уроках  биологии.

Исследования возможности построения учебной задачи на биологическом материале проводились в Красноярске.  Был осуществлён  выход на учебную задачу, принятие задачи учениками [6].

 Цель моей работы – исследование возможности построения следующего этапа – преобразования условий, как подготовки к моделированию.

Объектом исследования является учебная задача  в биологии, структура и компоненты учебной задачи.

Предмет – действие   преобразования условий задачи, как подготовка к моделированию.

Соответственно, задачами  данной работы  будут:

-  изучить общую структуру учебной задачи, выявить действия, входящие в её состав,

-  разработать критерии заданий (требования к заданиям) к этапу преобразования условий задачи,

-  разработать задания к этапу преобразования условий

-   экспериментально проверить возможность выполнения учащимися действия по преобразованию условий посредством разработанных заданий.

Данное исследование является продолжением работы по конструированию учебной задачи в биологии. Вероятно, через последовательную разработку учебных действий удастся и построение учебной задачи в целом.


Глава 1. Структура учебной задачи, возможности её реализации на уроках биологии.

1.1. Общие  задачи и проблемы учебной деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
120 Kb
Скачали:
1