Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 10

Э:  А когда клетка делится, почему выходят такие же клетки?

О: Там тоже есть информация, почему дочерняя клетка будет похожей на материнскую.

Э:  Итак, у нас есть уже вещества и энергия, и что ещё появилось?

О, А: Информация.

Э:  Куда идёт информация, понятно?

О: Да, на дочерние клетки.

Э:  А откуда?

О: Не знаю. 

Э:  А вот посмотрите: из большой клетки информация уходит в маленькие, а из них куда?

 


        

Овал: и
 


     клетка 1                          клетки 2                         клетки 3

А: Они же тоже делятся, и информация попадает к тем, которые дальше появятся.

Э: А в маленьких клетках, откуда там информация?

О: А! Она же туда из самой первой клетки перешла, а в  первую - из той, которая была для неё материнской!

Э: Итак, что, мы выяснили, нужно растению? Напишите в схеме.

О, А: Питательные вещества, солнечная энергия и информация.

Э: А клетке?

О, А: Тоже: энергия, вещества и информация.

Э: Откуда они появляются и куда уходят, понятно?

О, А: Да.

Таким образом, был осуществлён выход на потоки трёх  основных компонентов живых организмов: энергию, вещества и информацию. Были разобраны и связи между ними.  На основе этого уже можно строить модель клетки, изображать выявленные взаимосвязи. Эрудированность девочек, представление их о многих сложных процессах в живых организмах, возможно, обусловлены тем, что ими уже были накоплены некоторые готовые знания (исследование проводилось в конце учебного года), а также влиянием программы по биологии. Были актуализированы знания о клетке, о признаках "живого". Наглядность была представлена в виде рисунков, схем.  

В ходе  беседы было очень мало споров между ученицами. Думали, в основном, самостоятельно и высказывались по очереди. Причиной этого может быть принятие уже готовых знаний, одинаковых для всех, и согласие с ними. Возможно, следует внести такие исправления в задания, чтобы больше возникало возможностей для дискуссий, где могли бы столкнуться разные точки зрения (чтобы посеять сомнение в  незыблемости информации, данной ученицам ранее).    Однако, всё же находились  моменты, когда появлялись гипотезы и  даже примерные эксперименты по проверке этих гипотез (Могут  ли пигменты в крови человека поглощать свет? Что общего между ними и пигментами растений? Будет ли растение поглощать солнечные лучи, если вместо хлорофилла растению ввести пигменты человека?). Из этого могла бы получиться отдельная задача и другая работа.