Э: А когда клетка делится, почему выходят такие же клетки?
О: Там тоже есть информация, почему дочерняя клетка будет похожей на материнскую.
Э: Итак, у нас есть уже вещества и энергия, и что ещё появилось?
О, А: Информация.
Э: Куда идёт информация, понятно?
О: Да, на дочерние клетки.
Э: А откуда?
О: Не знаю.
Э: А вот посмотрите: из большой клетки информация уходит в маленькие, а из них куда?
клетка 1 клетки 2 клетки 3
А: Они же тоже делятся, и информация попадает к тем, которые дальше появятся.
Э: А в маленьких клетках, откуда там информация?
О: А! Она же туда из самой первой клетки перешла, а в первую - из той, которая была для неё материнской!
Э: Итак, что, мы выяснили, нужно растению? Напишите в схеме.
О, А: Питательные вещества, солнечная энергия и информация.
Э: А клетке?
О, А: Тоже: энергия, вещества и информация.
Э: Откуда они появляются и куда уходят, понятно?
О, А: Да.
Таким образом, был осуществлён выход на потоки трёх основных компонентов живых организмов: энергию, вещества и информацию. Были разобраны и связи между ними. На основе этого уже можно строить модель клетки, изображать выявленные взаимосвязи. Эрудированность девочек, представление их о многих сложных процессах в живых организмах, возможно, обусловлены тем, что ими уже были накоплены некоторые готовые знания (исследование проводилось в конце учебного года), а также влиянием программы по биологии. Были актуализированы знания о клетке, о признаках "живого". Наглядность была представлена в виде рисунков, схем.
В ходе беседы было очень мало споров между ученицами. Думали, в основном, самостоятельно и высказывались по очереди. Причиной этого может быть принятие уже готовых знаний, одинаковых для всех, и согласие с ними. Возможно, следует внести такие исправления в задания, чтобы больше возникало возможностей для дискуссий, где могли бы столкнуться разные точки зрения (чтобы посеять сомнение в незыблемости информации, данной ученицам ранее). Однако, всё же находились моменты, когда появлялись гипотезы и даже примерные эксперименты по проверке этих гипотез (Могут ли пигменты в крови человека поглощать свет? Что общего между ними и пигментами растений? Будет ли растение поглощать солнечные лучи, если вместо хлорофилла растению ввести пигменты человека?). Из этого могла бы получиться отдельная задача и другая работа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.