Такова общая структура учебной задачи [5], подходящая для математики, русского языка и других предметов, в том числе и для биологии.
1.3. Проблема реализации развивающего обучения на уроках биологии.
Уже говорилось о важности преподавания биологии посредством развивающего обучения. В разное время такие попытки предпринимались. Так, Мошкова Н. А., в своей работе «Элементы развивающего обучения в традиционном преподавании биологии» [16] сначала верно, по моему мнению, рассуждает о том, чему надо учить школьника. Не предмету: биологии, физике, химии, а способности к обучению, к самосовершенствованию. Автор ссылается на Эльконина Д. Б., Давыдова В.В., Амонашвили Ш.А., Репкина В.В и других деятелей в области психологии и педагогики развития. Однако в дальнейшем описываются оригинальные, эффективные приёмы работы с учениками, но не имеющие никакого отношения ни к учебным задачам, ни к учебной деятельности в целом. «Усвоение обеспечивается сложной познавательной деятельностью, в основе, которой лежит особым образом образованная интеллектуальная активность»[16]. К подобному подходу отношение Д.Б.Эльконина следующее: «…Если основным содержанием обучения в школе остаются эмпирические знания, то, сколь активны и эффективны ни были бы способы обучения, оно не приобретает определяющего влияния на формирование основных умственных действий»[17, с. 192].
В Москве разработана экспериментальная программа по биологии (6 класс) для школ, где естествознание в начальных классах велось по системе Эльконина – Давыдова. Автор программ по естествознанию и по биологии – Чудинова Е.В. В качестве «всеобщего отношения», основания, на котором строится теория биологии, здесь взято понятие развития. Основная форма работы на уроках естествознания – постановка экспериментов, курс биологии выстроен в виде «погружений».[15] В Красноярске данная программа по естествознанию принята лишь в некоторых школах. Нужно учитывать и то, что в большинстве классов биология является продолжением традиционного природоведения.
В связи с этим есть необходимость разработать такую программу по биологии, которая бы обеспечивала осуществление учебной деятельности и решение учебных задач на уроках этого предмета.
Глава 2. Действие преобразования условий как подготовка к моделированию.
2.1. Требования к заданиям
Биологическим материалом для построения действия преобразования условий является клетка. Этот выбор был обусловлен следующим:
- Во-первых, клетка является первым объектом, с которого, как правило, начинается изучение биологии в школе. Лишь затем изучаются другие разделы. Клетка выступает как единица живого, выполняет все функции живого организма. Процессы многоклеточного организма в одной его клетке представлены в «миниатюре».
- Во-вторых, выполнение действия преобразования условий задачи возможно только после прохождения первого этапа, принятия задачи. Выход учащихся на задачу описывался в работе «Учебная ситуация. Учебная задача.». Признаком присвоения задачи был вопрос, возникший у школьниц («Куда деваются клетки?» [6]) при попытке описать рост и деление клетки. Содержанием заданий на этапе присвоения задачи являлась жизнедеятельность клетки.
Так как второй этап неразрывно связан с первым, то жизнедеятельность клетки будет содержанием и заданий к действию преобразования условий.
Действие преобразования условий может служить подготовкой к моделированию, так как школьники должны выделить процессы и функции живой. Для осуществления детьми этапа подготовки к моделированию им необходимо лишь прийти к представлению, откуда берутся и куда расходуются информация, вещества и энергия. Эти потоки как «всеобщее отношение», они зафиксируют в модели клетки уже в следующем действии. [Приложение 1]. В биологии невозможно создание идеальной модели клетки, полное абстрагирование, при этом теряется «природа» клетки, модель может быть материализованной. При этом учащийся будет выполнять действия с обозначением или изображением материального объекта, с изображением клетки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.