При составлении заданий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Здесь важно отметить: А) переход от младшего школьного к подростковому возрасту и Б) зону ближайшего развития.
А) В данном возрасте у школьников наблюдается присутствие разных уровней отношения к учению, общего развития, сформированности интересов и учебной деятельности. Однако это не особенность возраста, а следствие недостатков организации и содержания учебной работы в начальных и пятом классах. Особенностью можно назвать сензитивность, или чувствительность к возникновению у школьников познавательных интересов, нового отношения к учению. Возможен переход учащегося на более высокий уровень в учебной деятельности, открытие подростку смысла её как деятельности по самосовершенствованию. Учение приобретает для него личностный смысл.[17, с.265-267] Поэтому нужно формировать длительный интерес[7]к предмету. Кроме того, среди доминант подросткового возраста можно выделить «взрослость», ребёнку необходимо ощущение собственной значимости, что можно подкреплять в видах общественно-полезной деятельности.
С другой стороны, возраст 10-11 лет это начало формирования мышления в понятиях, абстрактного мышления, хотя оно и носит пока образный характер, что определяется примитивной формой памяти (эйдетизм). Наблюдается общий интеллектуальный подъём. Ещё одна особенность новая ведущая деятельность, деятельность общения.
Б) Зона ближайшего развития выявляется с помощью задач, решаемых учащимся совместно с учителем, уровень актуального развития – через самостоятельное решение задач учеником.
Уровень актуального развития у подростков 10-11 лет (5-6 классы) – образное и абстрактное мышление, возможно, учебная деятельность, сформированная на уроках математики и русского языка. В зоне ближайшего развития - теоретическое мышление. Условия для его формирования должны быть обеспечены заданиями ко 2-му действию.Актуализация имеющихся знаний учащихся о признаках "живого", условиях жизни организма и объединение этих знаний для составления абстракции клетки могут способствовать формированию умения учеников мыслить теоретически. Школьники научатся предлагать гипотезы о жизнедеятельности клетки, о её видах, проверять их, подтверждать или опровергать. В предметном аспекте это приведёт к присвоению теории клетки.
Эмпирический характер биологии скорее задаёт требования к модели (см. выше), чем влияет на содержание заданий второго действия.
Школьники, пришедшие в шестой класс, скорее всего, уже имеют некоторые знания и представления о клетке. На уроках природоведения они получили знания, которые могли бы пригодиться в решении учебной задачи. К началу изучения биологии ученик должен «называть условия, необходимые для жизни растений и животных; различать и сравнивать живые и неживые природные тела, вещества; приводить примеры живых и неживых природных тел, веществ, природных явлений»[12, с. 18]. Также до шестого класса у школьников должно быть сформировано умение ухаживать за растениями.
Таким образом, можно выделить следующие требования:
1. Из действия принятия задачи в действие преобразования условий задачи включаются условия и содержание заданий первого этапа – жизнедеятельность клетки.
2. Из этапа моделирования в содержание заданий предыдущего этапа вносятся понятие клетки и компоненты её модели. Цель заданий должна подводить учащихся к усвоению понятия клетки, к построению модели и осуществляется через выход на функции, процессы, обязательные и единые для всех клеток.
3. Важно, чтобы методы проведения заданий формировали длительный интерес [7] к предмету, в данном случае к изучению клетки. таком виде работы, как эксперимент.
4. Формы заданий: должна присутствовать образность, «то, что можно потрогать, увидеть, представить».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.