5. Клетка слишком мала для непосредственного наблюдения, поэтому процессы жизнедеятельности организма можно изучать сначала на видимом, осязаемом объекте (например, растении).
6. Методы должны быть направлены на актуализацию имеющихся знаний о клетке, о признаках "живого", реализацию умений из области биологии (уход за растениями).
7. Учитывая деятельность общения, как ведущую, целесообразнее организовать коллективную работу, работу в группах в виде учебных дискуссий, диалогов со сверстниками, общеклассных обсуждений.
2.2. Реализация действия преобразования условий через конкретные операции (задания).
1 ЭТАП:
Прежде чем осуществить действие преобразования условий, школьникам необходимо выполнить задания первого этапа. В результате должно появиться понимание того, что клетка может быть самостоятельным организмом, может расти и делиться.
Задания 1 этапа:
1день 2день 3день 4 5 6 7 8 и т.д.
? ? ? ? ?
«Что будет происходить с клеткой на 4, 5, 6, 7, 8 и т.д. день? Почему?
Что будет происходить с хламидомонадой, если её поместить в оптимальные, хорошие условия? Вырастет ли она до больших размеров?» [6].
На первом этапеактуализируются знания учеников о клетке, имеющиеся к этому времени, до полного их присвоения. Здесь может возникнуть противоречие между представлением о клетке и естественной детской логикой. Так, например, было в эксперименте, описанном в работе [6], где столкнулось детское представление о том, что «всё живое должно появляться и умирать», и изученное на уроках: «процессы и схемы деления, структура клетки, существование многоклеточных и одноклеточных организмов» [6, с. 27]. Из этого противоречия должен родиться вопрос, который, собственно, и является самой задачей.
2 этап:
Первая часть этапа преобразования условий, включающая одно задание, предлагается после достижения в ходе первого этапа понимания того, что реальная клетка может расти и делиться.
Выполняя задание, учащиеся должны объяснить причину роста клетки. Предполагается, что здесь может возникнуть ещё одна заминка, связанная, возможно, с пониманием роста клетки, как увеличения её размеров.
Таким образом, данное задание имеет своим содержанием, как и задания первого этапа, жизнедеятельность клетки.
Далее, во второй части, рост организма рассматривается на процессе роста растения.
Было разработано два варианта заданий. Один предназначен для более тщательного изучения клетки. Он построен в виде эксперимента, в котором учащиеся должны, изменяя условия жизни растений, объяснять истинные причины результатов. Например, истинной причиной бесплодности растения будет не обрезание у цветка тычинок и пестиков, а, как следствие, отсутствие необходимой для образования плода информации о растении.
Описание заданий второй части этапа:
Вариант 1
Задание 1.
Начало опыта: одни растения сажаются в банки с почвой, им обеспечиваются необходимые для роста условия, для них производится замер параметров (высота растения, уровень почвы). Другие ставятся в банки с водой. Через определённое время у растений, высаженных в почву, отмечается изменение роста. Учащимся предлагается объяснить результаты, сравнивается прежний и настоящий уровни почвы (он не изменился, требуется объяснить, почему). Предлагается вопрос о роли солнца (оно даёт энергию), проверка гипотез о его роли для растений осуществляется в следующем опыте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.