Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 7

5.  Клетка слишком мала для непосредственного наблюдения, поэтому процессы жизнедеятельности   организма  можно изучать сначала на видимом, осязаемом объекте (например, растении).

6.  Методы должны быть направлены  на актуализацию имеющихся знаний о клетке, о признаках "живого", реализацию умений из области биологии (уход за растениями).

7.  Учитывая деятельность общения, как ведущую,  целесообразнее организовать коллективную работу, работу в группах  в виде учебных дискуссий, диалогов со сверстниками, общеклассных обсуждений.


2.2.  Реализация действия преобразования условий через конкретные операции (задания).

1 ЭТАП:

Прежде чем осуществить действие преобразования условий, школьникам необходимо выполнить задания первого этапа. В результате должно появиться понимание того, что клетка может быть самостоятельным организмом, может расти и делиться.

 Задания  1 этапа:

1день       2день         3день              4   5    6    7   8   и т.д.

                                                           ?    ?    ?    ?    ?

«Что будет происходить с клеткой на 4, 5, 6, 7, 8 и т.д.  день?  Почему?

Что будет происходить с  хламидомонадой, если её поместить в оптимальные,  хорошие   условия? Вырастет ли она до больших размеров?» [6].

На первом этапеактуализируются знания учеников о клетке, имеющиеся к этому времени, до полного их присвоения. Здесь может возникнуть противоречие между представлением о клетке и естественной детской логикой. Так, например, было в эксперименте, описанном в работе [6], где столкнулось детское представление о том, что «всё живое должно появляться и умирать», и изученное на уроках: «процессы и схемы деления, структура клетки, существование многоклеточных и одноклеточных организмов» [6, с. 27]. Из этого противоречия должен родиться вопрос, который, собственно, и является самой задачей.

2 этап:

Первая часть этапа преобразования условий, включающая одно задание, предлагается после достижения в ходе первого этапа понимания того, что реальная клетка может расти и  делиться.

Выполняя задание, учащиеся должны объяснить причину роста клетки. Предполагается, что здесь может возникнуть ещё одна заминка, связанная, возможно, с пониманием роста клетки, как увеличения её размеров.

Таким образом, данное задание имеет своим содержанием, как и задания первого этапа, жизнедеятельность клетки.

Далее, во второй части, рост организма рассматривается на процессе роста растения.

Было разработано два варианта заданий. Один предназначен для более тщательного изучения клетки. Он построен в виде эксперимента, в котором учащиеся должны, изменяя условия жизни растений, объяснять истинные причины результатов. Например, истинной причиной бесплодности растения будет не обрезание у цветка тычинок и пестиков, а, как следствие, отсутствие необходимой для образования плода информации о растении.

Описание заданий второй части этапа: 

Вариант 1 

 Задание 1.

Начало опыта: одни растения сажаются в банки с почвой, им обеспечиваются необходимые для роста условия, для них производится замер параметров (высота растения, уровень почвы).  Другие  ставятся в банки с водой.  Через определённое время у  растений, высаженных  в почву, отмечается изменение роста. Учащимся предлагается объяснить результаты, сравнивается прежний и настоящий уровни почвы (он не изменился, требуется объяснить, почему).  Предлагается  вопрос о роли солнца (оно даёт энергию), проверка гипотез  о его роли для растений осуществляется в следующем опыте.