Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 11

В целом  можно сказать, что в эксперименте целесообразность данных заданий и их соответствие требованиям были подтверждены, и с  помощью них возможен выход учащихся на  следующий этап – моделирование.


3.  Выводы.

Я считаю, что работа, посвящённая построению действия преобразования условий задачи, имеет большое значение, так как является ещё одним шагом в разработке  учебной задачи в биологии. Выполнение школьниками  этапа подготовки к моделированию важно тем, что именно здесь осуществляется поиск всеобщего отношения.  Здесь школьник, на мой взгляд, должен приложить больше  усилий, чем в других действиях, чтобы найти абстрактную "клеточку", из которой бы исходило всё конкретное, а в биологии это является трудной задачей.

Можно сказать, что учебные действия на биологическом материале клетки: принятие задачи и преобразование её условий разработаны. Необходима разработка следующих действий (моделирования, преобразования модели, выведения частных задач, действий контроля и оценки), чтобы посредством данной учебной задачи учащимися было усвоено понятие клетки. 

Эксперимент показал, что задания к данному этапу дают возможность учащимся правильно выполнить учебное действие преобразования условий задачи. На основе выявленного "всеобщего отношения" можно  в будущем построить модель клетки. Целесообразным мне представляется и дальнейшее конструирование учебной задачи в биологии, построение следующего этапа, в котором учащимися будет выполняться действие моделирования "отношения". 

Подводя итог, я считаю, что   осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на  уроках биологии имеет перспективу.


Литература:

1.  Балл Г.А. Теория учебных задач. М, Педагогика, 1990,

2.  Биология (в 2 кн.), ч.2.   под ред. Ярыгина В.Н.  М, Высшая школа, 1999 – 448с.

3.  Большой Энциклопедический Словарь.  Биология. Под ред. Гилярова М.С.  М, Большая Российская Энциклопедия, 1998   -864 с.

4.  Выготский Л.С. Педология подростка. М, Издание бюро заочного обучения при МГУ, 1930

5.  Давыдов  В.В. Теория развивающего обучения.  М, Интор, 1996  –544с.

6.  Дорохова А.В. Учебная ситуация. Учебная задача (дипломная работа). Красноярск, 1991

7.  Д. Дьюи. Школа и ребёнок, Москва – Петроград, Государственное издательство,1923

8.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. М, Логос, 2001, -384с.

9.  Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить.//Народное  образование, 1964, №1.

10.  Медников Б.М. Формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М, Просвещение, 1994, - 415с.

11.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, Роспедагентство,1996, -374с.

12.   Оценка  качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу/Н.Ф. Виноградова и др. – М, Дрофа,2000, - 128 с. 

13.  Реймерс Н.Ф. Краткий словарь  биологических терминов. М, Просвещение, 1995, -368с.

14.  Цитология. Под ред. Трошина А.С. М, Просвещение, 1970,  - 301с.

15.  Экспериментальные учебные программы по естественно-научным дисциплинам. Под ред. Эльконина Б.Д.  М, МАРО, 2000,  - 50с.

16.  Элементы  Развивающего Обучения в традиционном преподавании  биологии. Мошкова Н.А.  Ярославль, ЯРОиПК,1999

17.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М,1994,  - 554с.

18.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.  Москва, ИПП – Воронеж, НПО МОДЭК, 1998 –416с.

19.  Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. Ч.1. М, Просвещение, АО ”Учебная литература”, 1996, -224с.

20.    http://psi.webzone.ru/st/117400.htm