Учебная деятельность - это «деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [8, с. 192].
Возникновение и успешное осуществление учебной деятельности обеспечивает формирование у школьников теоретического мышления, усвоение ими теоретических знаний, развитие таких мыслительных способностей, как рефлексия, анализ и планирование. В подростковом возрасте учебная деятельность вместе с общественно-полезной деятельностью способствует формированию практического сознания.
Согласно Д.Б. Эльконину, “такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть… мотивы приобретения обобщённых способов действий, мотивы собственного роста, собственного совершенствования”.[17, с. 245]
Учебная деятельность как специфический вид деятельности направлена на совершенствование, развитие и изменение субъекта “через осознанное, целенаправленное присвоение им социокультурного опыта” [8, с. 193]. Содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, отработка их программ, алгоритмов. Учебная деятельность совершается посредством анализа, синтеза, обобщения и других умственных действий, через языковые средства, в форме которых усваиваются знания. Продукты учебной деятельности - структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать задачи, требующие его применения, а также внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационно-ценностных планах. Результат учебной деятельности – поведение субъекта: потребность продолжать эту деятельность (включённость, позитивные эмоции), либо избегание её, выражающееся в отрицательном отношении к школе.
Поскольку исследования в области теории учебной деятельности и теории развивающего обучения ещё продолжаются, то существуют проблемы:
- Недостаточно разработаны программы развивающего обучения для основных предметов подростковой и старшей ступени.
- Не на всех предметах осуществляется учебная деятельность даже в экспериментальных классах.
- Такие дисциплины, как математика и русский язык имеют теоретическую базу, что позволяет выделить «всеобщее», «клетку»: в математике – число, в русском языке – фонема и т.п. В других предметах, эту «клетку» трудно найти. Так, например, биологические знания были накоплены эмпирическим путём, из-за чего школьная биология носит описательный характер.
1.2. Учебная задача как компонент учебной деятельности, структура учебной задачи
Учебная деятельность включает
- учебную мотивацию,
- учебную ситуацию, в состав которой входят учебная задача и решение учебной задачи с помощью учебных действий,
- действия контроля и оценки, [8, с. 197].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.