Введение
Согласно идеям школы Л. С. Выготского, всеобщие и необходимые формы психического развития ребёнка - обучение и воспитание. В традиционном обучении развитие является не главным, а сопутствующим результатом, тогда как основная цель - дать школьнику готовые эмпирические знания.[16]
Однако в мире постоянно происходит обновление, расширение и развитие знаний, накопленных человечеством. Мозг ребёнка не в состоянии усвоить всё время увеличивающийся объём информации. Следовательно, целесообразнее научить школьника учиться, «школа должна учить мыслить»[8]. «Процесс усвоения системы понятий, системы наук не может рассматриваться как дело лишь памяти»[18, с. 283]. То есть, ребёнка в современном обществе нужно учить способам получения знаний, самостоятельной постановке перед собой задач по усвоению знаний и решению этих задач.
Таким образом, можно прийти к цели развивающего обучения - созданию условий для превращения ученика - в учащегося, пассивного объекта обучения - в активного субъекта. Активный субъект – школьник, заинтересованный в самоизменении и способный к нему, способный также осознать границы своего незнания и преодолеть их.[15]
Система развивающего обучения по Д. Б. Эльконину - В. В. Давыдову принципиально отличается от традиционного обучения. В основе развивающего обучения лежит теория учебной деятельности. Формирование учебной деятельности у ребёнка возможно только в случае решения им учебных задач. При этом мысль учащегося движется от общего к частному, воспроизводится логика научного мышления учёных, хотя новые понятия, ценности не создаются, а присваиваются. [5]
В настоящее время развивающее обучение реализуется на уроках математики, русского языка и некоторых других предметах. В основном, по системе развивающего обучения занимается начальная школа. Для наиболее гармоничного же развития по возможности на всех предметах должна быть учебная деятельность. «Процесс формирования учебной деятельности очень длительный и происходит на всех учебных предметах. Нельзя формировать учебную деятельность на занятиях арифметикой и не формировать её на уроках русского языка. Необходимо охватить процесс обучения в целом и по всем основным учебным предметам», считал Д. Б. Эльконин [17, с. 214-215].
Важной задачей является и разработка программы, обеспечивающей учебную деятельность и решение учебных задач на уроках биологии.
Исследования возможности построения учебной задачи на биологическом материале проводились в Красноярске. Был осуществлён выход на учебную задачу, принятие задачи учениками [6].
Цель моей работы – исследование возможности построения следующего этапа – преобразования условий, как подготовки к моделированию.
Объектом исследования является учебная задача в биологии, структура и компоненты учебной задачи.
Предмет – действие преобразования условий задачи, как подготовка к моделированию.
Соответственно, задачами данной работы будут:
- изучить общую структуру учебной задачи, выявить действия, входящие в её состав,
- разработать критерии заданий (требования к заданиям) к этапу преобразования условий задачи,
- разработать задания к этапу преобразования условий
- экспериментально проверить возможность выполнения учащимися действия по преобразованию условий посредством разработанных заданий.
Данное исследование является продолжением работы по конструированию учебной задачи в биологии. Вероятно, через последовательную разработку учебных действий удастся и построение учебной задачи в целом.
Глава 1. Структура учебной задачи, возможности её реализации на уроках биологии.
1.1. Общие задачи и проблемы учебной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.