Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 8

-  важнейшая характеристика самосознания;

-  в ней <картине> отражены вехи социального и индивидуального развития;

-  она всегда развивается во времени – фиксируется в биографо-исторических датах.

Иначе говоря, субъективная картина жизненого пути – это психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути, его этапы, события и их взаимосвязи. В дальнейшем, это понятие получило свое развитие в украинской школе психологов [см. 19].

Анализируя концепции жизненного пути, можно выделить общее. В  организации, отражении жизни индивида выделяется временной компонент жизненного пути, его представленность во времени, причем, это личностное время, которое можно обозначить, как время жить или время для жизни, в котором дана психологическая реальность и субъективная динамика индивидуального прошлого и будущего, как они связаны с настоящим.


§ 3. Мир в человеке

3.1  Психологическое время как характеристика индивидуального бытия

Как заметил П.Фресс: «Философия времени существует также давно, как и сама философия. Психология времени имеет такой же возраст, как и  сама психология» [42,43].

Пространственная и временная организация считается самой универсальной, как в объективной реальности, так и в отображающей ее психике. Поэтому с древних времен философы и мыслители обращаются к проблеме времени. Несмотря на то, что в мировоззрении до XX века, время рассматривалось как некая абсолютная сущность (у древних – это Бог времени Хронос, в Средневековье – стабильность и неподвижность мира в своих основах, в Новое время – абсолютное (равномерное, непрерывное, бесконечное и однородное) время механики И. Ньютона), в переживании времени человеком наблюдались иные свойства, закономерности времени.

Так, у Аристотеля «через посредство памяти и на основе движения объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом времени как свойство души» [12,509], которое представлено в ощущениях. Т.е. время «принадлежит» внутреннему миру человека.

Для Монтеня мерой жизни была не ее длительность, а ее использование [по 16а,201].

Как отметили А.А.Кроник и Е.И.Головаха, впервые психологические закономерности переживания человеком времени были строго сформулированы И. Кантом [16a]. Субъективное чувство времени становится исходной предпосылкой человеческого опыта, поэтому человек живет  соотносительно этому времени. Чувство времени является у И. Канта априорной формой чувствительности, ощущения и восприятия человека [по 12, 510-511].

Э. Титченер рассматривает психическое время не как линейную протяженность, а в двух измерениях: одновременности и последовательности.

Именно это переживание времени, которое имеет свои закономерности и свойства, позволило М. Шагинян сказать, что «время –это мы сами. Мы,  каждый из нас, маленькие Хроносы, живем сделанным, созданным, почувствованным, переживаемым, а не часами и годами. Мы  можем удерживать, изменять и укорачивать свое время…» [46,288].

С падением представлений о едином абсолютном времени механики, с утверждения в естествознании теории относительности, возникают представления о качественно различных структурах времени. Теперь время «имеют» не только процессы неорганической природы, но и органической жизни. В науке и мировоззрении утверждается реляционный подход ко времени как явлению, производным от структуры процессов.

Исследования и теоретические обоснования, выполненные Ч. Шеррингтоном, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным, Л.М. Веккером и другими, подтверждают важнейшую роль фактора времени в психической жизни и деятельности индивида.

Так Ч.Шеррингтон  указывал на то, что «в осуществлении действия, направленного на окончательный, завершенный акт, в процессе отбора открываются возможности элементарной памяти (хотя и рудиментарной) и элементарного предварения (хотя и незначительного) развиться в психическую способность к «развертыванию» настоящего назад, в прошлое, и вперед, в будущее, которое у высших животных является непременным признаком более высокого умственного развития» [8,28], т.е. существуют регуляторы действия, которые согласуют его с возможностями организма и «ожиданиями» определенных изменений, результатов в будущем. В дальнейшем, это было продолжено и развито в трудах Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина. В психике формируются две модели мира: 1) «прошлое-настоящее», 2) «будущее» («модель потребного будущего» у Н.А. Бернштейна и «акцептор результата действия» у П.К. Анохина). В результате поведенческой активности (Н.А. Бернштейн) или организации центральных и периферийных механизмов (П.К. Анохин) вторая модель превращается в первую. Телеологические (направленные на цель) модели имеют приоритет, являются первичными.