Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 22

В контрольной группе больше внимания уделяется внешним характеристикам, отличиям, школа для них - место работы, выполнение определенных функций, общения. Выражена ориентация на приобретение, имения, на социальные контакты. Нововведения не отрицаются, наблюдается и позитивное отношение к ним, но они рассматриваются как внешнее, не касающееся респондентов. Цели, в основном, связаны с досугом, с приобретенным имением, с семьей.

Общий итог

В результате анализа были выделены следующие особенности ВТ респондентов  экспериментальной группы. Одним из насыщенных событиями периодов является период, который в различных концепциях развития связан с доминантой профессиональной деятельности. Это период их актуального настоящего. Оно осмысливается, поэтому не «исчезает», а представлено во ВТ. Настоящее связывает временные зоны. ВТ представлена целостно, во взаимосвязи ее составляющих в ВТ респонденты выделяют конкретные планы, которые должны совершиться в силу активности личности. Отношение к настоящему влияет и на отношение ко всей жизни.

В настоящем выделяются, в основном, события, связанные с трудовой деятельностью. Респондентам присущи мотивы самореализации в трудовой деятельности, которые «организуют», регулируют профессиональную активность, что подтверждают и экспертные оценки. В связи с возможными выражениями себя в деятельности уделяется внимание изменениям в себе, к «Я».

 Исходя из этого, можно сделать вывод, что между респондентами, участвующими (активно, деятельно) в нововведениях и трудовой деятельностью существует сложная связь, т.е. они личностно включены в деятельность.


Выводы

Личность — есть способ жизни и деятельности, для которого характерно включение в систему общественных отношений через социальную деятельность, что определяет ее жизненный путь, движение «внутри» общественных отношений, особый характер бытия человека. Отношение к трудовой деятельности определяет и отношение к бытию.

В связи с  этим в нашей работе была поставлена задача описания, рассмотрения бытия личности в зависимости от отношения к трудовой деятельности, в зависимости от способа, особенностей связывания себя с деятельностью.

Среди таких особенностей мы рассматриваем участие в нововведениях, как выбираемой личностью возможности изменения своей деятельности, «вложения» себя в эту деятельность и как проявление своего отношения к трудовой деятельности.

Для выделения, описания этого отношения мы выделяем временную трансспективу, где в целостной представленности своей жизни выделяются ценностно-смысловые обобщения и отношения к жизни в процессе жизнедеятельности личности.

Сравнение и анализ индивидуальной временной трансспективы лиц, включенных в нововведение, позволил обнаружить значимые различия в отношении к трудовой деятельности, к себе, к своему настоящему, что подтверждает выдвинутые нами гипотезы. А также были выделены «внутренние связи» между личностью и деятельностью, что позволяет говорить о включенности педагогов в трудовую деятельность, а, следовательно, и о формировании личности в процессе этой деятельности.

В процессе исследования нам удалось обнаружить интересные факты, которые позволяют понять представленность бытия личности. Будущее, особенно отдаленное, не «схватывается» в событиях. Причина лежит не в страхе перед будущим, а в его предзаданности при обозначении через события, а, следовательно, неизбежности. Будущее ценно тем, что его можно изменить.

Полученные факты не могут быть распространены на всех лиц, участвующих в нововведениях, т.к. каждый случай участия требует особых объективных исследований активности личности, причастности к нововведениям; а также в силу довольно небольшой выборки исследования, выполненного в одной организации. 

В нашей работе поставлена проблематика исследования «включенности» в деятельность через отношения к бытию, проявляющегося во временной трансспективе. Поэтому должны быть проведены дополнительные исследования для понимания, описания «включенности в деятельность», как выстраивание внутренних связей между личностью и обществом.