Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 2

Решение второй задачи сводится к проблеме выделения психологических феноменов, позволяющих описать, определить позицию субъекта по отношению к трудовой деятельности.

В  качестве  такого феномена, как мы  предполагаем,  может быть взята временная трансспектива – «сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т. е. способность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в любом его направлении,  возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов. Такие обзоры способствуют выявлению смысла временных периодов личной жизни, субъективно-ценностному обобщению и отношению личности к жизни» [23].

В связи с выделенной проблематикой, мы ставим следующую цель нашего исследования – описать характерные особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении. 

В работе мы ставим следующие задачи:

-  провести теоретический анализ понятия «временной трансспективы» (ВТ);

-  описать и проанализировать понятие «включение в деятельность»;

-  сравнить временную трансспективу у участвующих и не участвующих в нововведении и выделить различия в содержательных и формальных характеристиках ВТ

Объектом исследования были учителя одной из школ г. Красноярска.

Предметом – формальные и содержательные характеристики ВТ.

В ходе исследования проверялись следующие гипотезы:

- индивиды, включенные в нововведения, в индивидуальной временной трансспективе имеют события, связанные с трудовой деятельностью

-  индивиды, включенные в нововведения, чаще указывают события личностно-психологические, связанные с изменением в себе.

Для решения задач и проверки гипотез была использована методика «Пятилетия жизни», позволяющая описать формальные характеристики; методика «Психологическая автобиография», направленная на выделение особенностей содержания ВТ и метод «Неоконченные предложения», направленный на  выделение особенностей субъекта труда.

Анализ результатов позволил выделить различия в содержательных и формальных характеристиках ВТ у педагогов,  участвующих и не участвующих в нововведении.


Глава 1. Мир в человеке и человек в мире

Характеризуя состояние психологии, многие авторы [11;45;19] отмечают ее кризис, связанный с методологией самой науки, построенной наподобие методологии естественных наук. При этой парадигме теряется целостность изучаемого объекта, самой личности на окружающий ее «мир» и «создаваемый» ею мир, на основе поведения. Психология, по сути, является бессубъектной, безличностной. Субъект, личность разлагаются на определенные (теорией) параметры, но «весь размах факторов и условий, детерминирующих личность, несоизмерим с исследованием того, как сама личность активно преломляет через свой внутренний мир эту системную детерминацию» [7,208-209]. Т.е. для «возвращения» субъекта, личности психологии необходимо обратиться к человеку во всем его многообразии внутреннего мира, как к «силе, удерживающей целостность своего бытия, своей жизнедеятельности» [29,12].

  Уже в XIX веке была обозначена неадекватность методологии естествознания в психологическом познании В.Дильтей выделил и противопоставил друг другу объясняющую и описательную психологию. Предметом описательной психологии должны являться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и проанализирована во всей целостности ее» [17,258]. Выделяется гуманитарная парадигма, которая стремиться преодолеть односторонность естественнонаучного «понимания» человека, и ориентирована на  целостность и уникальность человека.

Человек становится мерой всех вещей, «возвышается над природой, приобретая ее, и создает свой особый мир, в котором он черпает источники и детерминанты своей жизнедеятельности» [29,11].

Личность[1] имеет свой «мир», живет в нем, видит происходящее с ним и вокруг него через этот внутренний мир. Понимание внутреннего мира личности становится важным для понимания «жизнедеятельности» личности, ее образа жизни, ее существования.

Перед психологией стоит задача изучения  внутреннего мира. Понятие «внутренний мир» с недавнего времени начало рассматриваться в психологии. Делались попытки концептуально охватить некоторые аспекты внутреннего мира личности через учение о психологических отношениях личности (В.Н. Месяцев, С.Л. Рубинштейн), через понятие «смысл» (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В.Столин) «когнитивные карты» (К. Роджерс), через понятие картины жизненного пути (Б.Г. Ананьев, А.А. Кроник, Е.И. Головаха), субъективность (В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин) и другие.

Но понимание внутреннего мира личности будет не полным, если мы не учтем взаимодействие с окружающим миром, «вкладыванием себя (личности) в окружающий мир» [7, 210]. Отсюда вытекает проблема, которую мы вслед за Д.А. Леонтьевым обозначаем как «человек в мире и мир в человеке», проблема отношения  <активного и переживаемого> личности к бытию, проблема субъекта жизнедеятельности.