Подтверждение этих данных мы можем обнаружить по показателю плотности составляющих ВТ, который определяется как отношение объема событий временного компонента к его протяженности. Подставим данные в таблицу 2.
Таблица 2.
Группа |
ВР |
Настоящее |
ВП |
Экспериментальная |
0,27 |
1 |
0,37 |
Контрольная |
0,31 |
— |
0,27 |
Плотность ВП у экспериментальной группы выше, чем плотность ВР и выше, чем плотность ВП у контрольной группы. Т.е. эти данные подтверждают ориентацию респондентов на настоящее и будущее в экспериментальной группе. Хотя в контрольной группе плотность ВР практически одинакова с плотностью ВП, но ВП связана с детьми и, скорее всего, можно говорить о плотности ВП не респондентов, а их детей; настоящее для них «пропадает».
Для респондентов в экспериментальной группе и настоящее оказывается значимым и не менее интересным и насыщенным событиями. Из этого можно предположить, что работа для них является местом самореализации, самоосуществления, что в последующем рассмотрим через события.
Теперь перейдем к анализу эмоциональной оценки временных зон. Значимых различий в оценивании событий ВТ обнаружено не было. В прошлом в обеих группах встречались и грустные события, но их количество не превышало двух (примерно 10% от ВТ). В будущем выделялись только радостные события. Различия были обнаружены при выполнении заданий в эмоциональной реакции на детали исследования. В экспериментальной группе преобладающей являлась готовность говорить о себе и своей жизни, открытость, что отражалось в содержании событий («вернулась в школу – ощутила себя на 17 лет», «знакомство с авиационной техникой, интерес к математике, физике и т.п. «знаковое!», «устроилась на работу!!!», «сочинить что-то гениальное» и др.).
В контрольной группе были отказы говорить о себе, мотивированные нежеланием говорить о себе, «ровностью» жизни. Эта «ровность» отразилась на событиях («пошла в школу», «поступила в институт», «начала работать» и др.). Изменение эмоциональной окраски происходит с событиями, связанными с детьми («удачное замужество дочери», «благополучно закончил институт сын» и др.).
В целом, можно говорить о преобладании у респондентов в экспериментальной группе позитивного фона ВТ; в контрольной группе позитивный фон связан с детьми и с прошлым.
Подведем итог, относительно формальных показателей. У респондентов обеих групп длина ВТ значимо не различается, но в контрольной группе она несколько дольше за счет увеличения длины ВП. Насыщенность событиями различна и существуют значительные различия в двух периодах: период с 6 до 30 лет более насыщен для респондентов контрольной группы, а период с 30 до 60 лет – для экспериментальной. Эти различия являются результатом временной установки респондентов, что подтверждает показатель «психологический возраст». Для респондентов в контрольной группе прошлое имеет большую насыщенность. В экспериментальной группе ориентированы на настоящее. Это находит свое отражение в эмоциональном фоне ВТ: у экспериментальной группы эмоциональный фон настоящего (позитивный) распространяется и на прошлое и на будущее, в контрольной группе позитивный фон связан с прошлым и с детьми, это определяет позитивный фон в будущем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.