Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 19

Подтверждение этих данных мы можем обнаружить по показателю плотности  составляющих ВТ, который определяется как отношение объема событий временного компонента к его протяженности. Подставим данные в таблицу 2.

Таблица 2.

Плотность временной трансспективы

Группа

ВР

Настоящее

ВП

Экспериментальная

0,27

1

0,37

Контрольная

0,31

0,27

Плотность ВП у экспериментальной группы выше, чем плотность ВР и выше, чем плотность ВП у контрольной группы. Т.е. эти данные подтверждают ориентацию респондентов на настоящее и будущее в экспериментальной группе. Хотя в контрольной группе плотность ВР практически одинакова с плотностью ВП, но ВП связана с детьми и, скорее всего, можно говорить о плотности ВП не респондентов, а их детей; настоящее для них «пропадает».

Для респондентов в экспериментальной группе и настоящее оказывается значимым и не менее интересным и насыщенным событиями. Из этого можно предположить, что работа для них является местом самореализации, самоосуществления, что в последующем рассмотрим через события.

Теперь перейдем к анализу эмоциональной оценки временных зон. Значимых различий в оценивании событий ВТ обнаружено не было. В прошлом в обеих группах встречались и грустные события, но их количество не превышало двух (примерно 10% от ВТ). В будущем выделялись только радостные события. Различия были обнаружены при выполнении заданий в эмоциональной реакции на детали исследования. В экспериментальной группе преобладающей являлась готовность говорить о себе и своей жизни, открытость, что отражалось в содержании событий («вернулась в школу – ощутила себя на 17 лет», «знакомство с авиационной техникой, интерес к математике, физике и т.п. «знаковое!»,  «устроилась на работу!!!», «сочинить что-то гениальное» и др.).

В контрольной группе были отказы говорить о себе, мотивированные нежеланием говорить о себе, «ровностью» жизни. Эта «ровность» отразилась на событиях («пошла в школу», «поступила в институт», «начала работать» и др.). Изменение эмоциональной окраски происходит с событиями, связанными с детьми («удачное замужество дочери», «благополучно закончил институт сын» и др.).

В целом, можно говорить о преобладании у респондентов в экспериментальной группе позитивного фона ВТ; в контрольной группе позитивный фон связан с детьми и с прошлым.

Подведем итог, относительно формальных показателей. У респондентов обеих групп длина ВТ значимо не различается, но в контрольной группе она несколько дольше за счет увеличения длины ВП. Насыщенность событиями различна и существуют значительные различия в двух периодах: период с 6 до 30 лет более насыщен для респондентов контрольной группы, а период с 30 до 60 лет – для экспериментальной. Эти различия являются результатом временной установки респондентов, что подтверждает показатель «психологический возраст». Для респондентов в контрольной группе прошлое имеет большую насыщенность. В экспериментальной группе ориентированы на настоящее. Это находит свое отражение в эмоциональном фоне ВТ:  у экспериментальной группы эмоциональный фон настоящего (позитивный) распространяется и на прошлое и на будущее, в контрольной группе позитивный фон связан с прошлым и с детьми, это определяет позитивный фон в будущем.