Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 18

ВТ — временная трансспектива

ВП — временная перспектива

ВР — временная ретроспектива

Как можно видеть, начало отсчета ВТ у обеих групп начинается с рождения, с даты появления на свет. Мы полагаем, что это связано с выделением респондентом себя, своей жизни из исторического времени (Я есть) и положением своей жизни как предмета работы в процессе выполнения задания.

Рассматривая следующие за «рождением» события, можно обнаружить смещение отсчета ВТ.

В экспериментальной группе выделяют события дошкольного детства («пошла в детский сад», «в 4 года первый раз попробовала апельсин»), с момента обучения в школе («в первый раз – в первый класс», «первый класс – первые влюбленности»).

В контрольной группе прошлое (после «рождения») начинается со школы («пошел в школу», «поход в первый класс») или же с окончания школы («выпускной», «поступила в вуз»).

Таким образом, в экспериментальной группе обращение к детству чаще, чем в контрольной, причем, в нем выделяются не типичные события, связанные с началом нового периода биографии (детский сад, школа), а индивидуальные события, связанные с запоминающимися переживаниями, с открытием нечто нового в окружающей действительности.

Если начало ВТ определить несложно, то с локализацией «конца» ВТ по событиям возникают определенные трудности. События либо не указываются, т.к. существует вероятность,  что оно может не произойти, либо выделяются события как желания, надежды безотносительно даты.

В экспериментальной группе указывались такие события, которые должны скоро произойти или обусловленные логикой жизни респондента («предстоящий проект», «поступление дочери в вуз»), а также события, не содержащие непосредственных указаний на время («воспитать внуков», «передать интерес к окружающему миру внукам»).

В контрольной группе события, связанны с желаниями, мечтами, поэтому вневремены («купить машину», «совершить путешествие»), или нормативные, обусловленные логикой профессионального становления и жизни личности («уйду на пенсию», «рождение внуков»).

Общее количество событий в будущем не превышает 20% в обеих группах, хотя датировка, длина ВП различна. В контрольной группе респонденты выделяют отдаленные от настоящего события, за счет чего происходит увеличение ВП, в экспериментальной – протяженность небольшая, но наполненная конкретными целями.

Но как мы можем видеть, в обеих группах не возникает трудностей в представлении будущего, в его насыщенности, заполненности событиями. Возникают трудности при выделении этих событий, схватывания какой-то части действительности в событиях. Возможно, они связаны с нежеланием определять, задавать будущее, с «оставлением» возможности изменения, влияния на будущие события.

Рассматривая в целом ВТ, ее протяженность, отметим, что различия по длине ВТ, полученные по «пятилетиям жизни» и по событиям не значимы (по критерию Фишера). Значимые различия были получены при сравнении насыщенности, плотности периодов жизни (коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен rs = 0,15 при р < 0,01).

Графики насыщенности событиями ВТ для обеих групп представлены на рис.1 (Приложение 2).


Здесь мы представим лишь ту часть, которая значимо различна. Это период с 6 до 60 лет.

Из рисунка видно, что группы различаются по выделению насыщенных событиями периодов, их значимости. Для контрольной группы самым насыщенным является прошлый период молодости, от 15 до 30 лет, который в различных периодизациях развития [31] рассматривается как период реализации себя в других, создание семьи, межличностных отношений. В экспериментальной группе этот период также занимает важное место, но наряду с ним и период от 30 до 60 лет (область отношений – профессия, семья), период настоящего. Т.е. можно говорить, что и в профессиональной деятельности для них существует много изменений, событий; она для них динамична. Это также можно констатировать по показателю «психологического возраста», т.е. «соотношение насыщенности прошлого и будущего в самосознании личности» [16]. В контрольной группе возраст психологический выше хронологического у всех респондентов минимум на пять лет.  Это говорит о том, что доминантным становится прошлое, оно приобретает больший «удельный вес». В экспериментальной группе психологический возраст либо совпадает с хронологическим (+ - 1 год), либо ниже, что говорит о доминанте настоящего и будущего.