Для уточнения содержательной структуры ВТ использовался метод «Неоконченных предложений». В основу метода положена модель Ж.Ньюттена о существовании в сознании различных объектов, которые в не меньшей степени стимулируют активность, но в настоящее время не воспроизводятся когнитивно, ментально.
В соответствии с поставленной проблемой: выделение показателей, характеризующих «включенность в трудовую деятельность», - мы выделили несколько кластеров, которые позволили бы получить информацию о человеке как субъекте труда (приложение 1б).
Кратко опишем выделенные кластеры:
1. «Отношение к будущему». Представленность будущего. Насколько оно определено, каковы его характеристики. Выделен для описания ВТ.
2. «Цели». Какие человек ставит перед собой цели, с какой сферой жизнедеятельности они связаны.
3. «Я как специалист». Выделен для изучения отношения к себе как к субъекту труда.
4. «Я и школа». Определение своего места в школе, определение своей позиции внутри школы как организации.
5. «Школа» как место работы. Направлен на изучение того, насколько причастен субъект труда к организации.
6. «Отношение к работе». Позволяет выделить место работы (место труда) в жизнедеятельности, ее функции и определенные характеристики.
7. «Коллеги». Направлен на изучение отношений с коллегами, на то, какие характеристики, особенности выделяют в учителях, что значимо в других.
8. «Нововведения». Отношение к нововведениям, их оценка. Введен для понимания причин участия/неучастия в нововведениях.
Данная методика позволяет получить информацию о характеристиках ВТ, а также основную информацию о субъекте труда.
Обработка информации проводилась методом контент-анализа по схеме, разработанной Ж.Ньюттеном [40,27-35].
Батарея методик направлена на изучение когнитивного, ментального пространства личности, т.к. для нас важным является осознанное представление субъекта труда о себе и своих целях, о трудовой деятельности, т.к., лишь сознавая свою позицию, субъект может менять, преобразовывать трудовую деятельность, включаться в нее.
§ 2. Результаты и их обсуждения.
Как уже говорилось, цель нашего исследования состояла в том, чтобы описать и сравнить ВТ, выделить характерные особенности у экспериментальной группы.
Сравнение проводилось по форме и по содержанию.
Сначала рассмотрим формальные параметры, как-то:
1. протяженность, длина ВТ;
2. плотность составляющих ВТ, которая подсчитывалась как степень насыщенности (средняя) для частей ВТ (ретроспективы и перспективы) и через отношение объема количества событий в частях к протяженности перспективы или ретроспективы;
3. «удельный вес» каждой временной зоны ВТ;
4. эмоциональная оценка временных зон, общий эмоциональный фон.
Результаты по первому критерию представлены в табл.1.
Таблица 1.
Группа |
Начало ВТ |
Протяженность ВТ (в кол-вах лет) |
Протяженность ВП (в кол-вах лет) |
Протяженность ВР (в кол-вах лет) |
|||
по пятилетиям |
по событиям |
по пятилетиям |
по событиям |
по пятилетиям |
по событиям |
||
Экспер. |
рождение дошкольное детство |
78 |
45 |
38 |
8 |
40 |
37 |
Контр. |
рождение школьное детство |
86 |
50 |
48 |
15 |
38 |
35 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.