Теперь обратимся к анализу содержания ВТ. Анализ содержания ВТ включал два направления: выделение типов событий, главных тем и изменение в содержании отдельных временных компонент ВТ – прошлого, настоящего и будущего
Типы и виды событий определялись по классификации Х. Риза и М. Слайера [10]. Ими было выделено четыре типа событий:
- Биологические, связанные с травмами, болезнью, рождением.
- Личностно-психологические, связанные с изменением в себе, переживаниями, с выбором жизненного пути, использованием свободного времени.
- Изменение физической среды (переезд, стихийное бедствие).
- Изменение социальной среды (вступление в брак, изменение социального положения).
Помимо типов, авторы выделяют и виды событий. Мы несколько изменим виды событий, включим новый для того, чтобы вскрыть разницу между группами.
В результате у нас получились следующие виды:
- Семья, включающая в себя и родительскую семью, и свою, а также событий, связанных с детьми (своими).
- Я – сфера изменения в себе, констатация переживаний, впечатлений.
- Учеба. Все, что связано с образовательным институтом: детский сад, школа, ВУЗ.
- Работа: события, связанные с профессиональным становлением (устройство, пенсия), или с прежним местом работы.
- Школа как настоящее место работы; события, происходящие внутри школы
- Межличностные отношения.
- Здоровье.
- Место жительства.
- Материальное положение.
- Досуг. События, связанные со свободным временем, с хобби, отдыхом.
Исходя из этой классификации, мы отнесли выделенные каждым респондентом события к тому или иному типу и виду.
В результате по типам мы получили следующее:
Типы событий:
I — биологический;
II — личностно-психологический;
III — изменения физической среды;
IV — изменения социальной среды.
Как видим, наиболее выделяемые типы событий для респондентов обеих групп – личностно-психологические, связанные с изменением в социальной среде и биологические. Но частота их встречаемости у групп различна. Данные по личностно-психологическому типу значимо различны ( критерий Фишера φ* = 1,65 при р < 0,05), по остальным типам значимых различий не обнаружено. Это говорит о том, что респонденты больше внимания при рассмотрении своей жизни уделяют изменениям, происходящим в них. И в настоящем они выделяют события, связанные в основном с изменениями, происходящими с ними или которые повлияли на них («нахождение единомышленников», «признание моего профессионализма»). Данные по встречаемости типов событий в различных временных зонах ВТ даны в табл.3 (Приложение 3).
Анализируя данные по видам событий (Приложение 3,4), мы можем выделить характерные для каждой группы виды событий. Для экспериментальной – это события, связанные со «школой» и с «Я-сферой», для контрольной – с «досугом». Рассматривая виды событий по временным зонам, можно увидеть, что прошлое заполнено практически всеми видами событий у обеих групп. Различий в видах событий нет, кроме «Я-сферы». В экспериментальной группе выделяют события, связанные с оцениванием определенных периодов, «оценка» себя («год, выброшенный из жизни», «осознание себя как личности», «формирование задач саморазвития и познания»).
В настоящем группы «выделяют» различные виды событий. Для контрольной – это «семья», «досуг», «школа», «межличностные отношения» («выступление дочери на конкурсе», «получение разряда»). Для экспериментальной – события, связанные со «школой» («конкурсы, смотры», « ученики 10 «А»: открытие предмета заново», «востребованность как профессионала»), с «Я-сферой» («новый взгляд на литературу», «оставаться самому в курсе всех новинок»).
Будущее в обеих группах связано с семьей и с работой, причем в работе выделяются события нормативные («уйду на пенсию», «предстоящие экзамены»). В нем также существуют различия по «Я-сфере».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.