В этой «макроструктуре» деятельности выделяется два пласта.
Предметное содержание – то, на основе чего строится деятельность, что определяет ее направление, величину усилий субъекта при ее выполнении. В этот пласт входят:
- потребность как состояние объективной нужды организма, удовлетворение которой необходимо для нормального функционирования[6];
- мотив как то, ради чего совершается деятельность или опредмеченная потребность. Мотив определяется предметом, первоначальными «встречами» потребности и предмета, т.е. когда находится предмет, способный удовлетворить данную потребность. [7]
- Цель как образ желаемого результата и условия – те обстоятельства (внешние или внутреннее состояние субъекта), в которых протекает деятельность.
Помимо содержания, деятельность имеет и четко заданную структуру, что и составляет второй пласт. Деятельность представлена как совокупность действий, объединенных одним мотивом. Действия же представляют собой акты, направленные на реализацию целей, и осуществляемые разными способами – операциями. Несмотря на то, что составляющие деятельности подвижные (каждая из них может стать дробной, или включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы), строение деятельности определено довольно жестко: деятельность подчинена мотиву, действие – цели, операция определяется условиями. Это и есть та «макроструктура», которая не изменяется; она определяет структуру психики и сознания. «Деятельность выступает в качестве » источника и механизма организации, а индивид утрачивает свою изначальную суверенность и предстает как «орган» деятельности [48,269]. Именно на это положение теории А.Н.Леонтьева направлена основная критика.
Но мы не будем здесь рассматривать методологические проблемы психологической теории деятельности, самой категории “деятельности” в ней, т.к. нас интересует не сама деятельность, а отношение человека к ней, к тому, что он выполняет.
Поэтому для нас важным является понятие ”личностный смысл”, которое впоследствие разрабатывал Д.А.Леонтьев. “Личностный смысл” выступает как “значение-для-меня” и тем самым “безличные знания о мире” [29,19], объективная реальность наделяется смыслом, “очеловечивается”. В личностных смыслах предствлены отношения личности, то, как она выделяет себя из объективной действительности и связывает себя с ней. В зависимости от сложившейся структуры отношений, личность реализует эти отношения в деятельности, организует и регулирует деятельность. Таким образом, в деятельности личностные смслы формируются (пристрастное отношение, “источником которой является предметная деятельность субъекта в мире ”[там же, 19]) и проявляются (“в управлении его активностью в мире” [там же, 18]). Благодаря личностному смыслу, образуется “подлинная, живая деятельность” (Э.Г. Юдин).
Помимо А.Н.Леонтьева проблемой деятельности занимался С.Л. Рубинштейн, но у него деятельность выступает не как “одномерная категория”, а как объяснительный принцип. Через деятельность индивид устанавливает отношение с действительностью и тем самым изменяет себя в деятельности и изменяет деятельностью других. Между субъектом и деятельностью существует сложный способ связи. У С.Л. Рубинштейна под деятельностью понимаются две различные (по природе) деятельности: социальная деятельность и психичнская [1].
Социальная деятельность – форма деятельности, которая реализует личность в общественных отношениях, посредством которой личность включается в общественный контекст. Она задана исторически, но изменить способ ее реализации, и тем самым изменить и себя, личность может психической деятельностью.
Психическая деятельность – специфическая человеческая форма деятельности, которая является преломлением социальной деятельности через внутренние условия и выстраивания отношений к ней.
“Функция психической деятельности связана с сохранением, поддержанием качественного своеобразия индивидуального бытия в зависимости от способа его включения как индивидуального в общественное” [2,191]. Т.е. психическая деятельность является особой формой активности, которая определяет социальную деятельность, мотивы, цели, направляет желание (нежелание) осуществлять деятельность, строить варианты по ходу выполнения, реализации социальной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.