Ещё одним примером, демонстрирующим как стремление выделиться, быть непохожим на других сверстников, так и содержательное определение собственных интересов является защита творческой работы на тему «Терроризм». Сразу заметим, что выбор данной темы напрямую связан с социальной ситуацией в мире, с проблематикой, которая пока не находит однозначных и действенных решений. Обратимся к самой защите. Молодой человек, являющийся автором работы акцентировал внимание именно на форме доклада - выступления: он оделся в камуфляж (широкие штаны и футболка защитного цвета), надвинул на лицо кепку, включил музыку в стиле рок, оглядел взглядом присутствующих, и только после этого начал повествование.
Данные примеры показывают, что для старшеклассников крайне важной является представленность и видимость собственных отличий другими, в частности сверстниками. Только через представленность для других возможно определение себя, важных ценностей, а также собственных предметных ориентиров при выборе будущей профессиональной деятельности.
Мы полагаем, что проблема преобладания ценности материального благополучие в ущерб ценности самореализации снимается через определение критериев, которые свидетельствуют о выгодном отличии от окружающих, связанных с содержательным самоопределением. Можно сказать, что практика введения творческих работ в гимназии «Универс» успешна в продвижении самоопределяющихся старшеклассников.
Если обратиться к проблемной зоне, связанной с межличностными отношениями старшеклассников, трудно говорить о критериях хорошие отношения – плохие, но очень важно, чтобы образовательное пространство было организовано особым образом, учитывая возрастную динамику школьников. На наш взгляд, нужно специально создавать игровые ситуации, в которых возможно будет «примерить» на себя разные позиции, понять и увидеть, что чувствует другой.
Глава 2. Основные положения относительно самооценки.
2.1. Самооценка и её место в регуляции деятельности.
Необходимо отличить термин самооценка от «Я» - концепции. Самооценка включает отношение одобрения или осуждения, ту степень, в которой кто-либо чувствует свою одарённость, значительность, эффективность. Термин отличается от «Я» – концепции и образа – «Я», которые связаны с представлениями о себе, часто основывающимися на восприятии мнения других. Самооценка это суммарное целое чувство, которое кто-либо испытывает по поводу многочисленных образов «Я» [26].
Основные, используемые нами теоретические положения относительно самооценки выделены Р. Ризонером (R. Reasoner) [26].
Он говорит о том, что самооценка усиливает все аспекты жизни, давая возможность росту личной продуктивности и удовлетворению межличностного взаимодействия. Те, кто имеет высокую самооценку, способны определить цели, прояснить свои силы и справиться с неудачами. Р. Ризонер считает, что в литературе признан факт неустойчивости подростковой самооценки, связанный со сменой ценностей. Р. Ризонер выделяет особенности человека (ученика) с высокой и низкой самооценкой.
Человек с высокой самооценкой:
· реалистично оценивает себя, способен оценить свои силы и осознать ограничения;
· имеет личную философию, чётко определённые ценности;
· чувствует уверенность в своём окружении, знает как действовать в данной ситуации, готов к изменениям условий ситуации;
· готов к трудностям, не боится риска, разумно относится к неудачам;
· признаёт ответственность за своё поведение, гордится своими успехами и достижениями;
· склонен подвергать сомнению авторитет;
· не боится действовать, ставит конкретные цели, имеет высокий уровень притязаний.
Человек с низкой самооценкой:
· стремится к сохранению чувства собственного достоинства;
· демонстрирует недоверие, обидчивое отношение, чувствует себя контролируемым, управляемым другими;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.