Отчуждением этой стадии является «спутанность идентичности», изоляция, «ролевое смешение», на положительном полюсе эго-идентичность (интеграция воедино всех образов себя).
Эриксон акцентирует момент влияния общества на конкретного юношу через идеологию, именно идеология является социальным институтом, отвечающим за идентичность. Цель идеологии - «создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности. В целом можно сказать, что более всего беспокоит молодых людей неспособность установить профессиональную идентичность» [24, с. 143].
Описывая психосоциальное развитие в подростковом и юношеском возрасте, необходимо отметить сочетание серьёзности и ребячества в поведении. Это связано с рядом ситуаций, в которых находится подросток:
- подросток – юноша может свободно экспериментировать, не связывая себя окончательными решениями;
- подросток стремится выглядеть независимым и искушенным в житейских делах, оставаясь при этом экономически зависимым от родителей;
- подросток испытывает давление со стороны родителей, которые переносят на него свою навязчивую тягу к успеху и достижению более высокого социального статуса;
- подросток стремится к достижению независимости от родителей, к некоторой идеологической и материальной автономии.
Говоря о развитии в социальном плане, важно отметить, что в подростковый период возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, что и они.
В подростковом – юношеском возрасте актуальным становится социальное сравнение. Этот процесс претерпевает изменения на пути от отрочества к юности. В период отрочества подростки тратят много сил на то, чтобы найти себя среди равных, найти в себе определённые качества и испытать себя. В этот период подростки сосредотачиваются на том, как они выглядят, на качествах, которые делают их популярными. В период юности процесс социального сравнения меняется: девушки и юноши замещают количество друзей качеством близкой дружбы с немногими разделяющими их взгляды и ценности сверстниками. Если на первом этапе (в младшем подростковом возрасте) в отношениях было мало задушевности, интимности, то в старшем подростковом периоде она становится неотъемлемым признаком дружбы со сверстниками того же пола [13, 22].
Важно отметить, что в юношеском возрасте группа сверстников во многом является более референтным образованием, чем семья и родители [13].
Подводя итоги, обозначим следующие положения относительно старших подростков:
- в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решать проблему своего будущего формируется такое новообразование возраста как самоопределение;
- самоопределение возможно только в социокультурном пространстве, самоопределение - поиск и освоение общих способов решения логических, этических, социальных задач совместно с общественным взрослым;
- самоопределение осуществляется, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а, с другой стороны, как неконкретные поиски своего существования, определение жизненных ценностей;
- идеология является социальным институтом, отвечающим за идентичность подростков - юношей (за согласование самочувствия целостности, внутренних планов с внешней ситуацией);
- от культурного контекста во многом зависит содержание ценностей старших подростков;
- для современных подростков, мнение друзей и сверстников более значимо, чем мнение старшего поколения.
Можно определить проблему социализации подростков. Она заключается в том, что «взрослые» перестают быть референтным образованием для современных подростков, что значительно усложняет самоопределение, способствует болезненному переживанию перехода школа – Вуз.
1.2. Проблемные зоны в сфере социализации старших подростков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.