Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 10

Предметом интереса для нас является механизм становления самооценки по принципу социального сравнения. Есть предположение, что в старшем подростковом возрасте,  за счёт сравнения себя со сверстниками и нахождением сходств и различий в ресурсной базе, происходит либо присоединение и огруппление ценностей и ориентиров [16], либо отчуждение и определение собственных ценностей и критериев выбора будущего на противопоставлении Я – Они.

  О появлении такого новообразования как самоопределения или готовность к самоопределению, вероятно, будет свидетельствовать обособленность от группы сверстников и поиск отличий Я – Они.

Глава 3. Основные положения относительно самоопределения.

3.1.    Понимание самоопределения как процесса.

Говоря о процессе самоопределения, мы обратимся к описанной раннее деятельности смыслового выбора [15]. Выбор профессии стоит перед старшеклассниками как задача на определение смысла. Необходимо определить смысл каждой из представленных альтернатив и расположить её в имеющихся структурах, системах координат (ценностных установках), либо создать новые.

Таким образом, процесс самоопределения сосредоточен на вычленении, организации, создании необходимых критериев для выбора альтернативы из всех возможных (представленных).

Основные, на наш взгляд, ориентиры или критерии самоопределения как становящегося процесса напрямую связаны с механизмами становления самооценки. Предметом нашего рассмотрения будет принцип социального сравнения, и то, какое влияние оказывает сравнение своих результатов с результатами сверстников на процесс выбора.

3.2.  Самоопределение как предмет рассмотрения.

Самоопределение – ограничение, обозначение собственных возможностей для осуществления реального выбора, в данном случае – выбора профессии.

Знаний о самоопределении достаточно для того, чтобы задаться вопросом о выделении различных аспектов самоопределения. Наиболее подробно описанием самоопределения занимался Гинзбург М.Р., он выделил три типа:

Личностное

Социальное

Профессиональное

Основными элементами, на которых строилось описание, являются ценности и смыслы. Личностное самоопределение, по мнению Гинзбурга М.Р., является определяющим для социального и профессионального.

Гинзбург М.Р. пишет о том, что с психологической точки зрения самоопределение - это определение человеком собственного жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социально целого.

Наиболее полно психологическую сущность самоопределения раскрыл Гинзбург М.Р., задав четыре аспекта понимания [6]:

1.  Соотношение самоопределения и ценностной ориентации.

2.  Рассмотрение системы смыслов, включая смысл жизни.

3.  Устремленность в будущее.

4.  Самоопределение и выбор профессии.

Понятие самоопределения в своем исследовании я ограничу тремя фокусами, заданными Гинзбургом М.Р. и описываемыми другими авторами [1, 2, 6, 7, 19, 23, 24, 25]:

Ценностная и смысловая ориентация.

       Социальные притязания.

       Профессиональная ориентация.

3.2.1. Личностное самоопределение.

       М.Р. Гинзбург пишет об определяющей роли ценностей, которые задают ориентацию на будущее: ориентацию на определенный уровень в системе социальных отношений, на основе которой появляются характеристики будущей профессии. Личностное самоопределение задаёт социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение. Ценности, личностный смысл à социальные притязания à профессиональная направленность [5, 6].

Личностное самоопределение имеет два плана:

1) Ценностно-смысловой. Определение ключевых ценностных установок, значимости тех или иных смыслов в общей системе жизненных ориентиров.