Исследование показало:
· старшие подростки способны определить уровень собственных притязаний, приемлемый социальный статус и, только исходя из этого, наиболее привлекательную профессиональную область;
· старшеклассники ориентируются на личностно-значимые области (для всех опрошенных значимыми сферами являются: интимное общение и признание со стороны окружающих);
· выбор профессии осуществляется как ценностный, смысловой, вместе с тем, как выбор социального слоя и, зависимого от него, образа будущей жизни, но не предметной области;
· профессионально школьник определяется исходя из собственных ценностных ориентаций и социальных притязаний, но, как правило, без учета значимости лично для него продвижения в предметности выбираемой профессии.
Таким образом, мы ограничимся изучением области межличностных отношений и области социальных притязаний при выборе будущей профессии.
Основные цели и задачи данной работы.
В данной работе мы уделяем внимание такому процессу как самооценка. А именно, механизму его становления и тому, какое влияние он оказывает на самоопределение как деятельность.
В данной работе мы акцентируем внимание на социальных аспектах выбора профессии, в отличие от предметных.
Цели:
1. Исследование влияния такого элемента самооценки как социальное сравнение и, связанной с ним, конкуренцией между сверстниками-старшеклассниками на выбор ориентиров при определении социальных притязаний.
2. Выявление значимых социальных ориентиров при выборе профессии старшими подростками.
3. Исследование влияния межличностных связей на самооценку.
Задачи:
1. Определить формы проявления феномена конкуренции у старших подростков.
2. Определить (создать) метод измерения, анализа, адекватный поставленным целям.
Гипотезы.
· Конкуренция между старшеклассниками и, связанное с ней, социальное сравнение, как один из механизмов становления самооценки, влияет на процесс определения социальных ориентиров, критериев при выборе профессии.
· Феноменом конкуренции у старших подростков является стремление к обособлению от группы сверстников, поиску собственных жизненных ценностей и ориентиров.
· Чем ярче выражено обособление от группы сверстников, тем определённее критерии выбора будущей профессии.
Глава 1. Старший подростковый возраст: основные характеристики, проблемные зоны.
1.1. Основные положения относительно характеристик старшего подросткового возраста в различных концепциях.
Каждый возрастной период характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особым типом взаимоотношений с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа, деятельностью. Практически все авторы связывают самоопределение и готовность к самоопределению со старшим подростковым или ранним юношеским возрастом.
Самоопределение постулируется новообразованием старшего подросткового возраста в трудах Л. И. Божович. Она говорит о том, что самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решать проблему своего будущего. От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. По мнению Л.И. Божович, самоопределение характеризуется не только пониманием себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в обществе, своего назначения в жизни, характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции [3].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.