Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 2

Введение.

Проблематика, на которую направлена данная работа связана с изучением особенностей становления самоопределения в старшем подростковом возрасте.

Во многих работах определяется как важное, умение осуществить ответственный выбор [2, 3, 4, 10, 11, 14, 15, 18 и др.] и  говорится о проблемах, связанных с неумением. Так выделяют эффекты регрессии к феноменам подросткового возраста практически во всех возрастах (имеются в виду биологические характеристики), когда человек не справляется с требованиями культурного возраста [18].

На наш взгляд, проблема располагается в практической области, а именно, в создании условий, при которых человек способен (достигает самоощущения готовности) к самоопределению. При отсутствии у человека достаточных представлений о внешних условиях и возможностях соотнесения с внутренними ресурсами, нет никакой гарантии, что процесс социализации будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов [18].

Предметом нашего рассмотрения будет то влияние, которое оказывает нахождение старшеклассника в группе сверстников, друзей и, связанное с ним, социальное сравнение на становление процесса самоопределения, в частности, его социально-профессиональные аспекты.

Есть предположение, что одним из важных факторов осуществления выбора профессии является сравнение “себя” (собственных результатов, достижений, неудач) со сверстниками. Важным критерием самочувствия, мы считаем, является самооценка относительно значимых жизненных сфер.

В данной работе мы хотим изучить, какие сферы при выборе профессии старшеклассники оценивают для себя как важные, предположить почему; посмотреть, меняется ли уровень значимости той или иной сферы при самооценке, оценке близкого друга и оценке сверстников, предположить, с чем это может быть связано и попытаться выделить критерии (феномены), по которым можно заключить о “самоопределённоти” человека.

Необходимо обозначить проблемное поле данной работы. На наш взгляд, существует проблема соотношения  оценки собственных ресурсов на финише школы с необходимостью осуществления выбора профессии, Вуза.

Умение выбирать, принимать решение являются обязательными при профессиональном самоопределении, однако лишь в редких случаях старшеклассники уверены в собственном выборе, в ещё более редких – ответственны за направление, линию собственного развития, исходя из выбора профессии.

Не стоит заблуждаться в том, что выбирая профессию (Вуз) старшеклассник определяется по отношению к деятельности, т.е. к целям, к способам их реализации, к последствиям и значимости действий в рамках той или иной профессии. Такого рода самоопределение возможно лишь при встрече внешней организации пространства возможностей с внутренней необходимостью ориентации в этом пространстве.

Но не стоит утверждать, что старшеклассники не рассматривают ситуацию выбора собственного будущего  как деятельность. Наоборот,  выбор «себя», как обособленного (способного на самостоятельные, осознанные поступки), с одной стороны, и, как носителя определённых ценностных, социальных и профессиональных установок, с другой, во многом включает элементы структуры деятельности смыслового выбора, описанной Леонтьевым Д.А., Пилипко Н.В.: «…эта деятельность основывается на осознании и личностном осмыслении различных сторон и граней имеющихся альтернатив, расширении и упорядочении системы субъективных конструктов, создании новых обобщающих систем отсчета и решении в специально построенных для этого системах координат задач на смысл для субъекта каждой из имеющихся на данный момент альтернатив» [15, с. 99].

Проблема, которую мы обозначим, связана с тем, как старшеклассники оценивают собственные ресурсы по отношению к окончанию школы и готовность к выбору будущего (образа жизни, предметности профессиональной деятельности и т.д.).

В рамках данной проблемы было проведено исследование на выявление соотношения личностного, социального и профессионального аспектов самоопределения у старших подростков.