Л.И. Божович выделяет «двуплановость» самоопределения (говоря о личностном самоопределении). Самоопределение осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как неконкретные поиски своего существования [2, 3].
Божович говорит о том, что кризис подросткового возраста играет значительную роль в построении жизненной перспективы. В первой его фазе (12-14 лет) формируется способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а во второй фазе (15-17 лет) – осознание своего места в будущем, появлением «жизненной перспективы», в которую входит представление о своем желаемом «я» и представление о жизненных целях [3].
Возникшие в первой фазе подросткового кризиса предпосылки, связанные с развитием мышления, прежде всего мышления в понятиях, обуславливают возникновение самосознания, стремления к пониманию себя, самопознанию.
По Выготскому Л.С., подростничество распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Фаза влечений, длящаяся около двух лет, связана с отмиранием установившейся системы ценностей и появлением первых органических влечений. Фаза интересов характеризуется «вызреванием нового ядра интересов» [4].
Важным для психологического развития в старшем подростковом возрасте признаются многие виды деятельностей и занятий: учебная; учебно-профессиональная; профессиональное, социально-политическое, жизненное самоопределение; спорт; интимно-личностное общение; включённость в жизнь больших и малых групп.
Считается, что особенности детей от 14 лет состоят в относительной стабилизации культурных интересов и складывания их ядра; появление первых ответственных размышлений о жизненных планах [4, 20, 22].
Отличие представлений о будущем у юношей, по мнению И.С. Кона, заключается в том, что дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. Он говорит о том, что с возрастом увеличивается умение разграничить возможное и желаемое, появляется способность отсрочить непосредственное удовлетворение, действовать ради будущего [10].
Говоря о ранней юности, Кон отмечает значимость этого возрастного этапа для становления мировоззрения. Он пишет, что именно в это время созревают когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки самоопределения [11].
По мнению Кона И.С., кризис, связанный с переоценкой ценностей, вопросом о смысле жизни, который возникает в период юности, связан с нахождением старшеклассника в своеобразном «вакууме», паузе относительно деятельности или отношений с людьми. Данная практическая проблема, по мнению Кона И.С., находит практическое разрешение в самоопределении.
В. И. Слободчиков описывает самоопределение как поиск и освоение общих способов решения логических, этических, социальных задач совместно с общественным взрослым. Он говорит о том, что самоопределение возможно только в социокультурном пространстве [21].
Э. Эриксон выдвигает на первый план проблему формирования идентичности при рассмотрении подросткового возраста. До подросткового возраста «Я» фрагментарно, осколочно и ситуативно зависимо, в подростковый период встает задача формирования целостной идентичности: «...подростки вновь должны попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации устойчивые идолы и идеалы» [24, с. 139].
Процесс формирования эго-идентичности, по Э. Эриксону, есть процесс самоопределения. Чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими. Согласование самочувствия целостности, внутренних планов с внешней ситуацией - основное в описании эго-идентичности [24].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.