Потребность в поисковой активности, в простраивании жизненных перспектив, характерная для старших подростков, является важной социальной потребностью. Ориентация в социальном пространстве является необходимым основанием для старшеклассника при выборе собственного будущего. Многие исследователи отмечают проблемные зоны в сфере социализации подростков, в частности старших.
Приведём данные, полученные при исследовании, проведённом Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодёжи.
При ответе на вопрос «Как бы Вы хотели жить?» 50,1% опрошенных выбрали суждения, характеризующие образ жизни делового, экономически активного, предприимчивого человека, т.е. стратегию жизненного успеха.
37,1% опрошенных предпочли суждения, характеризующие стратегию жизненного благополучия, которая наиболее распространена в традиционных и кризисных обществах. 9,6% - выбрали вариант «Я бы хотел создавать что-то новое, развивать свои силы», т.е. стратегию жизненной самореализации.
Исходя из данных можно заключить, что при выборе профессии учащиеся ориентируются в основном на возможность обеспечить материальный достаток, занять престижное место в социуме и активную позицию в конкурентной среде, а не на развитие собственных способностей, не на личную удовлетворённость деятельностью [23].
Можно обозначить поле вопросов и гипотез. Скорее всего, старшеклассники выбирают стратегию жизненного успеха, в отличие от стратегии жизненной самореализации потому, что соперничество, конкуренция характерны для данного возрастного периода, и именно через сравнение собственных результатов с результатами сверстников, старшеклассник определяет личные способности и связанные с ними перспективы. Из этого не следует, что старшеклассникам неважно развивать свои силы, это означает, что развитие связано с самоопределением по отношению к окружающим сверстникам-конкурентам. Жизненные и социальные приоритеты старших подростков во многом зависят от социального окружения.
Изучая данные, полученные при исследовании особенностей социализации современного подростка [25], важно выделить следующие проблемные зоны:
· Наблюдается тенденция к отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей. К IX классу показатель отчуждения от семьи при решении своих проблем достигает высокого уровня - 68 % опрошенных. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации, и это связано с ослаблением референтной функции семьи.
· Результаты обработки ответов детей на вопрос о значимости школы, свидетельствуют о том, что школа перестает быть той средой, где подросток смог бы научиться решать свои личные проблемы и более эффективно взаимодействовать с социумом. На этот вопрос отвечают утвердительно около 80 % учащихся V - VI классов, далее показатель снижается: VII - VIII классы - 51,5 %; IX класс - 16,5 %; X - XI классы - 11,3 %, из чего можно сделать вывод о снижении субъективной значимости школы для подростка как в личностном, так и в социальном аспектах.
· Трудностью, с которой сталкивается подросток при налаживании близких отношений с ровесниками, является внутренняя неуверенность в том, что он сможет соответствовать "высокому идеалу друга". Об этом свидетельствует количество отрицательных ответов на вопрос: “Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?” (X класс - 62,5 %; XI класс - 55 %). Проблема установления доверительных отношений актуальной в связи с неуверенностью в себе.
· Подростки имеют потребность в индивидуальной экономической деятельности. Несмотря на то, что около 87 % всех опрошенных сохраняют установку на получение высшего образования, определенное число подростков допускает возможность полного ухода из сферы образования в сферу экономической активности. Если в V классе за предоставление такой возможности высказались лишь 5,3 %, то в IX классе этот показатель достигает максимального значения - 30,1 %. Это доказывает, что сфера материального благополучия преобладает над остальными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.