При соотнесении результатов анкет по выборке в целом с результатами в микро-группах, во-первых, обозначено несоответствие: при самостоятельном выделении значимых критериев «лидерами» являются самореализация и заработок, из анализа анкет следует, что почти все критерии имеют балл 4 или выше. Основой «лидер» – критерий самостоятельность.
Данные свидетельствуют о нестабильной самооценке, с одной стороны, о стремлении содержательного выделения из окружения сверстников (20 ответов – стремление к самореализации при выборе профессии), с другой стороны.
5. Соотнесение результатов самоотчёта (ответов на вопросы о влиянии сверстников, друзей) с результатами анкеты.
Таблица 5.
Результаты самооценки относительно влияния сверстников и друзей.
Ответы |
Важно мнение |
Важно ли для тебя |
У сверстников |
друзей о |
мнение друга при |
больше шансов |
|
тебе? |
выборе профессии? |
поступить в Вуз? |
|
Общий балл |
2-; 3+\-; 20+ |
21-; 3-\+; 1+ |
6-; 5+\-; 14+ |
Несоответствие данных самоотчёта при ответе на вопросы «Важно ли для тебя мнение твоих друзей о тебе?», «Ориентируешься ли ты на своих друзей при выборе будущей профессии?».
Проявление феномена конкуренции, с одной стороны, и защитного механизма – отрицания, с другой.
Оценка высказывания: При выборе профессии необходимо ориентироваться на критерий: «Быть окружённым людьми моего возраста».
23 человека (из 25) поставили 3 балла и меньше, что означает - от безразлично до совсем неважно.
Ответ на вопрос: Считаешь ли ты, что у кого-либо из твоих сверстников больше шансов при поступление в Вуз?
14 человек ответили положительно; 5 человек – да\нет; 6 человек отрицательно.
Обобщение данных исследования.
1. Выявлено, что от приобщённости участников исследования к той или иной микро-группе зависят результаты:
оценка критериев выбора профессии (Таблица 4);
разница по оценкам Я – Сверстник (Таблица 2).
В отдельных микро-группах по отдельным критериям значительнее разницы, чем по выборке в целом, что свидетельствует о зависимости важности ориентиров при выборе профессии от принадлежности к группе.
Оценка Я практически во всех случаях выше, чем оценка Сверстник. Это можно понимать как отделение себя от окружающих, поиск собственных ориентиров, ценностей, целей, стремление к пониманию себя.
В микро-группе 1 (Приложение, голубой цвет) разницы Я – Сверстник выше, чем в остальных микро-группах. Можно предположить о влиянии принадлежности к группе на самооценку (повышение в отдельных значимых сферах).
При выявленном в анализе влиянии принадлежности к группе на оценку и самооценку, сами старшеклассники отрицают важность ориентира «Быть окруженным людьми моего возраста» при выборе профессии: 23 человека из 25 оценили в 3 балла и меньше, что означает безразлично – совсем неважно. Это можно понимать как:
- стремление к поиску «себя», собственного пути;
- феномен завышенной самооценки относительно сверстников;
- «у меня ресурсов больше, мне с вами неинтересно» – также об этом свидетельствует оценка Сверстников по этому критерию: 19 человек 3 балла и ниже.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.