Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 17

2.       При анализе анкет по выборке выделены сферы и высказывания, которые признаются неважными относительно других по всем шкалам (я,  друг, сверстники); очевидна разница при оценке шкал Я – Сверстники.

Поставили 3 балла и меньше (Я, Друг, Сверстники):

сфера общение, высказывание «Быть окруженным людьми моего возраста»

Я - 23 человека из 25, Друг - 18 человек, Сверстники - 19 человек;

самореализация, «Работать творчески»

Я - 8 человека из 25, Друг - 8 человек, Сверстники - 16 человек;

карьера, «Руководить людьми»

Я - 13 человека из 25, Друг - 15 человек, Сверстники - 12 человек.

Оценка сверстников как придерживающихся стандартных представлений (возможно, как конкурентов относительно умений, разного рода ресурсов, в том числе материальных), а не как отдельных индивидуальностей.

          Нежелание занять лидерскую позицию в коллективе может означать неуверенность в однозначной правильности имеющихся представлений.

Возможный поиск смыслов, ценностей.

3.      При соотнесении результатов анкет по выборке в целом с результатами в микро-группах, во-первых, обозначено несоответствие: при самостоятельном выделении значимых критериев при выборе профессии, «лидерами» являются самореализация и заработок (Таблица 3), из анализа анкет следует, что почти все критерии имеют балл 4 или выше.

4.       Несоответствие данных самоотчёта при ответе на вопросы «Важно ли для тебя мнение твоих друзей о тебе?», «Ориентируешься ли ты на своих друзей при выборе будущей профессии?» (Таблица 5).

          Проявление феномена конкуренции, с одной стороны, и защитного механизма – отрицания, с другой.

          Ответ на вопрос: Считаешь ли ты, что у кого-либо из твоих сверстников больше шансов при поступление в Вуз?

14 человек ответили положительно; 5 человек – да\нет; 6 человек отрицательно.

          Можно понимать как неуверенность в собственных силах.

Противоречия, существующие в ответах старшеклассников:

·  с одной стороны, старшеклассники не хотят общаться со сверстниками, старшие подростки отрицают значимость общения со сверстниками при выборе профессии, с другой стороны, данные многих исследований (в частности данного исследования) свидетельствуют об объективном влиянии принадлежности к определённой группе сверстников на критерии выбора профессии

·  с одной стороны, старшеклассники говорят о важности мнения друзей – сверстников, с другой стороны, говорят о том, что не ориентируются на друзей при выборе профессии, ведут самостоятельный активный поиск ценностей, ориентиров, критериев выбора будущей профессии

Выводы.

·  Феноменом конкуренции у старших подростков является стремление к обособлению от группы сверстников, поиску собственных жизненных ценностей и ориентиров. Можно говорить о подтверждении гипотезы.

·  Поиск собственных ценностей, ориентиров, смыслов свидетельствует о процессе самоопределения и связанным с ним выбором профессии.

·  Стремление к независимости, успешности, отличию от окружающих свидетельствует о высоком уровне притязаний, участвующих в исследовании, старшеклассников.

·  Нестабильная самооценка свойственна старшеклассникам: нежелание быть лидером; оценка сверстников как более успешных при поступление в Вуз; с другой стороны, «бесполезность» общения со сверстниками.

·  Сложно сказать об определённости критериев выбора профессии в тех случаях, где низкая разница показателей Я – Друг – Сверстники, и, наоборот, в случаях, где разница более значительная, можно заключить об определении (процессе поиска) собственных, значимых критериев. Можно сказать о подтверждении гипотезы.

·   Можно заключить о том, что конкуренция между старшеклассниками и, связанное с ней, социальное сравнение влияет на становление осознанности выбора профессии. Гипотеза верна.