Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 13

3.2.  Принципы анализа результатов.

1.  Сравнение результатов по каждому критерию относительно ответов «большинство моих сверстников», «мои близкие друзья», «я» по всей выборке.

2.  Определение результатов социометрии. Выделение микро-групп.

3.  Соотнесение результатов по выборке с результатами микро-групп. Выявление сходств, различий. Попытки обоснования.

4.   Определение критериев выбора профессии при самостоятельном написании. Соотнесение с результатами анкеты по выборке в целом, в микро-группах.

5.  Соотнесение результатов самоотчёта (ответов на вопросы о влиянии сверстников, друзей) с результатами анкеты.

3.3.  Результаты и их обсуждение.

1.  При анализе анкет выделены две сферы (общение и самореализация), в которых особенно различаются показатели «Я» – «Близкий друг», «Сверстники». Важно отметить, что различия значимы по определённым высказываниям:

Ориентир общение. При выборе профессии необходимо ориентироваться на критерий: «Быть окружённым людьми моего возраста».

Оценка «Я» - 23 человека (из 25) поставили 3 балла и меньше, что означает - от безразлично до совсем неважно.

Оценка «Близкий друг» - 18 человек поставили 3 балла и меньше.

Оценка «Сверстники» – 19 человек поставили 3 балла и меньше.

          Понимание: моим близким друзьям и сверстникам важнее общаться с «равными» (в смысле возраста, интересов, стремлений и т.д.), чем мне. При оценке близких друзей – неоднозначность отношения: с одной стороны, близкие отношения, с другой – желание обособления.

          Можно понимать как высокий уровень притязаний относительно самостоятельности, независимости от мнения окружающих сверстников.

Ориентир самореализация. При выборе профессии необходимо ориентироваться на критерий: «Работать творчески».

Оценка «Я» – 8 человек – 3 балла и меньше.

Оценка «Близкий друг» – 8 человек – 3 балла и меньше.

Оценка «Сверстники» - 16 человек – 3 балла и меньше.

          Творчество понимается как один из особых способов самореализации, связанный с нестандартным видением окружающего мира.

          Оценка сверстников как неинтересующихся творчеством, не относящих индивидуальность к важным качествам.

          Оценка сверстников как придерживающихся стандартных представлений (возможно, как конкурентов относительно умений, разного рода ресурсов, в том числе материальных), а не как отдельных индивидуальностей.

В сфере карьера, при оценке высказывания: «Руководить людьми», примерно равное количество низких оценок:

«Я» – 13 человек – 3 балла и меньше.

«Близкий друг» – 15 человек – 3 балла и меньше.

«Сверстники» – 12 человек – 3 балла и меньше.

          Нежелание занять лидерскую позицию в коллективе может означать неуверенность в однозначной правильности имеющихся представлений.

Возможный поиск смыслов, ценностей.

Таблица 1.

Результаты сравнения средних значений критериев по выборке.

Критерий

Оценка

сверстника

Оценка

близкого друга

Оценка

себя

Разница

Я –

 Сверстник

Самореализация

3,7

4,1

4,3

0,6

Заработок

4,5

4,4

4,5

0,0

Карьера

4

4,0

4,2

0,2

Альтруизм

3,7

4,0

4,1

0,4

Условия труда

3,9

3,8

3,7

0,2

Самостоятельность

4,1

4,4

4,5

0,4

Общение

3,7

3,8

3,8

0,1