3.2. Принципы анализа результатов.
1. Сравнение результатов по каждому критерию относительно ответов «большинство моих сверстников», «мои близкие друзья», «я» по всей выборке.
2. Определение результатов социометрии. Выделение микро-групп.
3. Соотнесение результатов по выборке с результатами микро-групп. Выявление сходств, различий. Попытки обоснования.
4. Определение критериев выбора профессии при самостоятельном написании. Соотнесение с результатами анкеты по выборке в целом, в микро-группах.
5. Соотнесение результатов самоотчёта (ответов на вопросы о влиянии сверстников, друзей) с результатами анкеты.
3.3. Результаты и их обсуждение.
1. При анализе анкет выделены две сферы (общение и самореализация), в которых особенно различаются показатели «Я» – «Близкий друг», «Сверстники». Важно отметить, что различия значимы по определённым высказываниям:
Ориентир общение. При выборе профессии необходимо ориентироваться на критерий: «Быть окружённым людьми моего возраста».
Оценка «Я» - 23 человека (из 25) поставили 3 балла и меньше, что означает - от безразлично до совсем неважно.
Оценка «Близкий друг» - 18 человек поставили 3 балла и меньше.
Оценка «Сверстники» – 19 человек поставили 3 балла и меньше.
Понимание: моим близким друзьям и сверстникам важнее общаться с «равными» (в смысле возраста, интересов, стремлений и т.д.), чем мне. При оценке близких друзей – неоднозначность отношения: с одной стороны, близкие отношения, с другой – желание обособления.
Можно понимать как высокий уровень притязаний относительно самостоятельности, независимости от мнения окружающих сверстников.
Ориентир самореализация. При выборе профессии необходимо ориентироваться на критерий: «Работать творчески».
Оценка «Я» – 8 человек – 3 балла и меньше.
Оценка «Близкий друг» – 8 человек – 3 балла и меньше.
Оценка «Сверстники» - 16 человек – 3 балла и меньше.
Творчество понимается как один из особых способов самореализации, связанный с нестандартным видением окружающего мира.
Оценка сверстников как неинтересующихся творчеством, не относящих индивидуальность к важным качествам.
Оценка сверстников как придерживающихся стандартных представлений (возможно, как конкурентов относительно умений, разного рода ресурсов, в том числе материальных), а не как отдельных индивидуальностей.
В сфере карьера, при оценке высказывания: «Руководить людьми», примерно равное количество низких оценок:
«Я» – 13 человек – 3 балла и меньше.
«Близкий друг» – 15 человек – 3 балла и меньше.
«Сверстники» – 12 человек – 3 балла и меньше.
Нежелание занять лидерскую позицию в коллективе может означать неуверенность в однозначной правильности имеющихся представлений.
Возможный поиск смыслов, ценностей.
Таблица 1.
Результаты сравнения средних значений критериев по выборке.
Критерий |
Оценка сверстника |
Оценка близкого друга |
Оценка себя |
Разница Я – |
Сверстник |
||||
Самореализация |
3,7 |
4,1 |
4,3 |
0,6 |
Заработок |
4,5 |
4,4 |
4,5 |
0,0 |
Карьера |
4 |
4,0 |
4,2 |
0,2 |
Альтруизм |
3,7 |
4,0 |
4,1 |
0,4 |
Условия труда |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
0,2 |
Самостоятельность |
4,1 |
4,4 |
4,5 |
0,4 |
Общение |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
0,1 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.