Показатели рыночного потенциала характеризуют привлекательность рынка покупателя для продавца, устойчивость его позиции на рынке, возможности покупателя на рынке. Высокий рыночный потенциал покупателя дает компании в будущем возможности расширения и роста. Низкий рыночный потенциал может символизировать бесперспективность отношений в долгосрочном периоде.
Показатели потенциала взаимодействия в процессе закупки отражают уровень возможностей управления покупателем, а также общее желание покупателя следовать стратегии долгосрочного взаимодействия с продавцом с целью достижении совместной ценности и высоких экономических результатов. Показатели данной группы показывают совпадение стратегических интересов сторон в процессе деятельности и совместимость целей в отношении друг друга.
Показатели потенциала личного и коммуникативного взаимодействия характеризуют уровень социального капитала, образуемого в рамках развития отношений с различными покупателями. Эффективное взаимодействие с покупателем на основе устойчивых личных связей и установления институциональных отношений ведет к повышению уровня конкурентоспособности компании. Поэтому высокий уровень социального взаимодействия с покупателем является индикатором его стратегической привлекательности для продавца.
Оценка потенциала взаимодействия с конкретным покупателем производится на основе комплексной оценки всех групп показателей. Выбор конкретных показателей обуславливается спецификой деятельности предприятия, наиболее существенными характеристиками которой в данном случае являются особенности отрасли, деловые цели компании, организационная культура и ценностные ориентиры менеджмента и т.д.
Метод определения статуса покупателей
Определение статуса покупателей проводится с помощью метода «портфолио» (Рис. 15). Основными критериями для позиционирования покупателей в матрице выступают показатели, характеризующие экономический потенциал покупателя и потенциал взаимодействия.
Рисунок 15. Матрица определения статуса покупателей
Матрица делит покупателей на 4 сегмента, каждому из которых присваивается определенный статус. Согласно принятому ранее определению, к ключевым покупателям относятся компании, отношения с которыми представляют высокую ценность с позиций экономической привлекательности и потенциала взаимодействия. Покупатели, характеризующиеся низкой экономической привлекательностью и потенциалом взаимодействия, получают статус стандартных покупателей.
Данная модель является простым, но эффективным способом определения значимости клиента для компании и оценки его положения в портфеле покупателей. Каждому сегменту покупателей соответствует определенная стратегия развития отношений. Основные действия относительно сегментов матрицы представлены в Таблице 8.
На основе присвоенного покупателю статуса происходит распределение ресурсов и корректировка затрат. Распределение ресурсов производится не только пропорционально прибыльности покупателя на момент исследования, но и с учетом стратегической важности и ценности отношений с покупателями в долгосрочной перспективе.
Таблица 8. Рекомендации по применению матрицы анализа покупателей
Сегмент |
Характеристика |
Действия |
|
Потенциал взаимодействия |
Экономический потенциал |
||
1 |
Высокая |
Низкая |
Поддерживать и развивать отношения; анализ цен и затрат |
2 |
Высокая |
Высокая |
Развивать отношения; инвестировать ресурсы |
3 |
Низкая |
Высокая |
Максимизировать доход и прибыль; поиск путей развития отношений |
4 |
Низкая |
Низкая |
Поддерживать либо прекращать отношения, экономия затрат |
Часть стратегических ресурсов компании всегда должна направляться на развитие отношений с потенциальными покупателями, которые могут представлять интерес для компании в будущем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.