Концептуальные и методические основы управления потенциалом покупателей, страница 18

·  уровень варьирования рентабельности производства отдельных видов продукции;

·  уровень варьирования инвестиций в развитие отношений с покупателями.

Оценив влияние этих факторов, специалисты по маркетингу могут сделать вывод об использовании соответствующего показателя (Рис. 12). Уровень затрат на отдельных покупателей определяется в результате анализа показателей рентабельности продуктов и инвестиций в отношения.

 

Уровень цен для покупателей

Дифференцированный

Доход, Размер прибыли

Доход, Размер прибыли, Рентабельность

 

Постоянный

Доход

Доход, Размер прибыли, Рентабельность

Постоянный

Дифференцированный

 

Уровень затрат на покупателей

 

Рисунок 12. Критерии применения показателей
для оценки экономической эффективности взаимоотношений

В результате расчета необходимых показателей компания должна получить данные о экономической эффективности взаимоотношений с каждым покупателем в отдельности и в целом по портфелю покупателей.

Оценка экономической эффективности управления портфелем покупателей осуществляется с помощью матрицы, в качестве переменных которой используются относительная доля прибыли и рентабельность покупателя (Рис. 13). Различные покупатели отражаются в матрице в виде кругов, размер которых соответствует относительной доле покупателя в доходе компании.

Матрица образует восемь сегментов покупателей с различными характеристиками. Согласно методике анализа наиболее привлекательными для компании являются покупатели в сегментах со II по VI, приносящие значительную долю дохода.

 


«VII»

«VI»

«V»

«IV»

«VIII»

«I»

«II»

«III»

Овал: ВОвал: А

Рис. 13 Матрица оценки экономической эффективности
управления портфелем покупателей.

В сегменте I позиционируются низкорентабельные покупатели с невысокой долей прибыли. При этом они могут приносить значительную часть дохода. В сегментах VII и VIII позиционируются убыточные покупатели.

Таким образом, матрица позволяет интегрировать результаты оценки покупателей по трем показателям и сделать выводы о экономической эффективности управления портфелем покупателей. Позиция определенного покупателя в матрице может со временем изменяться.

На базе данного анализа определяются конкретные направления дальнейшего управления рентабельностью покупателей. Для максимизации прибыли компания должна стремиться, во-первых, сокращать число убыточных мелких покупателей, во-вторых, увеличивать долю в продажах рентабельных покупателей, в-третьих, повышать рентабельность крупных покупателей.

Компания не должна стремиться сохранять отношения со всеми клиентами. Совокупные затраты на некоторых покупателей могут превышать доход от продаж. Кроме того, покупатели могут быть слишком требовательны к уровню качества и сервиса, принося при этом несравнимо низкую прибыль. Дальнейшие инвестиции в такие отношения не рациональны.

Таким образом, анализ экономической эффективности позволяет сократить потери от развития невыгодных отношений. На базе полученных данных производится оптимизация затрат на покупателей и ценовой политики с целью избежать явных неокупаемых затрат, а также прогнозирование прибыльности в будущем периоде, основанное на рациональном размещении ресурсов и доходов.

Необходимо сделать несколько важных выводов относительно анализа экономической эффективности взаимоотношений с покупателями.

1.   Прибыльностью покупателя можно управлять посредством разработки стратегического плана, который должен включать периодическую оценку и анализ затрат на покупателя, классификацию покупателей по прибыльности, формирование стратегии управления ключевыми покупателями и контроль над выполнением плана.

2.   Уровень прибыльности определяется уровнем экономического развития покупателя, финансовой мощью покупателя, характером лиц принимающих решения и уровнем развития институциональных отношений между покупателем и продавцом.