Психологическая служба в образовательных учреждениях
Введение в понятие ''психологическая служба в образовании''.
Образовательные учреждения - это организации ориентированные на подготовку (социализацию) подрастающего поколения к взрослой жизни, начиная с 2-3 летнего возраста и до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Поэтому к образовательным учреждениям, кроме школ, мы можем отнести как дошкольные учреждения, так и средние профессиональные образовательные организации, такие как лицеи и колледжи.
Что же является предметом психологической службы в образовании? В дальнейшем, рассматривая примеры психологических служб за рубежом и в нашей стране, мы убедимся в том, что не существует единого подхода к определению целей и задач в работе практического психолога в образовании.
На наш взгляд, работа практического психолога очень разнообразна и содержит в себе несколько уровней (полигон для отработки практических навыков из различных областей практической деятельности).
1. Работа практического психолога в системе народного образования направлена на обеспечение всестороннего развития социализирующейся личности: физического, психического и личностного; на содействие образовательным интересам и раскрытие индивидуальности подрастающего человека.
Поэтому деятельность психолога в образовании требует знаний психологии развития, психологии личности, педагогической психологии, психокоррекционной психологии.
Т.к. на успешность развития и формирование личности ребенка оказывают влияние все субъекты, включенные в актуальную ситуацию его развития, то работа практического психолога в системе образования включает в себя и работу с родителями и учителями.
2. В тоже время одной из важнейших целей психолога в образовании является обеспечение эффективного функционирование самой образовательной системы или конкретней - организации, в которой осуществляется деятельность психолога. Для реализации данной цели психолог в образовании выступает в роли организационного психолога, работающего с проблемами организационной культуры, деловой коммуникации, формирования команды единомышленников, мотивации трудовой деятельности…
3. Психолог в организации выступает в качестве эталона психологической культуры, носителя психологического знания, внедряющего его в образовательную среду.
Виды государственной психологической службы в школах Санкт-Петербурга.
В настоящее время параллельно функционируют две модели психологических служб в образовании: психолого-медико-социальные центры помощи детям и подросткам по районам при районных отделах народного образования и психолог в образовательных учреждениях:
- государственных и негосударственных образовательных учреждениях;
Проблемы психолога в негосударственных учреждениях:
а) продуманность концепции…(реалистичность и возможности), вальдорфские школы;
б) несогласованность программ обучения в параллелях и в потоках…(обучение в начальных классах по программе Давыдова и Эльконина, а в средней - по общеобразовательной программе; авторские и общеобразовательные программы);
в) преодоление проблем пребывания детей в замкнутом социальном пространстве большую часть времени (пансионы) - проблемы напряженности и жесткой иерархитизации отношений;
г) социально-психологические трудности внутри коллектива класса из-за малой наполняемости классов и неравномерного распределения способностей (проблема аутсайдеров, группировки внутри коллектива);
д) перенос родителями ответственности за успехи в учебной деятельности на коллектив учреждения…(в частных школах гораздо больше трудных детей);
е) обязательность психологического сопровождения всех детей учереждения… - диагностика, развивающие занятия, коррекционная работа (различия в понятиях ''психологическое сопровождение'' и ''психологическое обеспечение'');
- дошкольных образовательных учреждениях;
- школьных образовательных учреждениях;
- специальных школах: художественная школа при академии художеств…;
- гимназиях, школах с углубленным изучением иностранного языка;
- учреждениях дополнительного образования (школы раннего развития, клубы, художественные, музыкальные, спортивные школы);
- учреждения для социально незащищенных слоев населения (интернаты, детские дома, школы надомного обучения, школы для детей с задержкой психического развития...);
Примеры работы детских домов ''семейного типа'' и ''деревни SOS''(Герман Гмайнер - австрия), ''Бой- тауна''…
- учреждения начальной профессиональной подготовки: лицеи, колледжи и институты.
Предпосылки и теоретические основания
возникновения психологической службы в школе.
Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания отчетливо начинает проявляться в Новое время такими учеными-педагогами как Каменский, Локк Дж, Вивес Х…
В 18 веке в связи с подъемом экономической жизни и потребностью в новых формах образования появляется много работ, посвященных подробному описанию
психического развития ребенка (Тидеман 1787г.),
раскрытию индивидуальности в процессе воспитания (Руссо),
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.