Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 14

Задачи. Описываются пути достижения цели.

3.  Учебный план. Указываются темы занятий и раскрываются основные виды работы. Обозначаются временные затраты.

4.  Учебная программа. Раскрывается содержание занятий: цели, задачи занятия, формы работы.

5.  Материально-техническое обеспечение программы. Литература для детей, для учителя.

Критерии оценки авторских программ.

1.  Научно-практическая новизна.

2.  Научная обоснованность.

3.  Актуальность и перспективность.

4.  Практическая направленность.

5.  Наличие межпредметных связей.

6.  Представленность результатов апробации.

Направления защиты программы.

1.  Обоснование выбора курса.

2.  Цели и задачи курса.

3.  Содержание курса.

4.  Ожидаемые результаты.

5.  Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).

Психологическая работа в колледжах, лицеях и вузах.

1.  В.А. Аверин Психология медицинского образования. СПб.: ППМИ, 1995. 167с.

Организация работы: межкафедральная работа кафедры психологии, обеспечивающая учебный процесс в учреждении - устаревшая модель.

Психологические кафедры обеспечивающие работу факультетов.

Смешанный вариант организационного построения работы в профессиональном образовательном учреждении.

Направления работы:

1.  Разработка профессиоргамм по специальностям, которые подготавливаются в учреждении.

2.  Подбор и разработка методов диагностики….

3.  Разработка рекламной политики организации по привлечению учащихся….

4.  Тестирование при приеме в учебное заведение.

5.  Проблемы адаптации первокурсников (стратегическая - приспособление личности к будущей специальности и тактическая - новым условиям учебной деятельности):

-  новые условия учебной деятельности,

-  внутреннее сопротивление новым требованиям,

-  перенос школьного прошлого в настоящее,

-  неумение одновременно слушать и записывать лекцию,

-  неумение самостоятельно работать со справочной и специальной литературой (65%),

Следствия:

-  дискомфорт,

-  повышение тревожности,

-  снижение интереса…,

-  сомнения в правильности сделанного профессионального выбора или образовательного учреждения,

-  конфликтность в группе и с преподавателями,

-  дезадаптивное поведение…

 20% первокурсников не проходят адаптацию благополучно к концу 1 курса обучения (Степанова О.П.), 5% - вообще не адаптируются…, отсев за время обучения 30%.

В колледжах возможны программы по адаптации…

6.  Обучающие и развивающие программы…

7.  Разработка системы эффективного обучения и развития социальной активности личности… (преподаватели, обучающие, мониторинговые программы…).

8.  Личностное сопровождение учащихся…

9.  Проблемы профессиональной адаптации:

-  завышение или искажение представления о своих возможностях, своей квалификации, способности решать производственные проблемы,

-  априорное отвержение ряда рабочих мест и видов деятельности как не престижных,

-  ожидание особых льготных условий работы и снисходительного отношения к  собственным проблемам, но готовность решать чужие жестко и категорично,

-  этическая амбивалентность (от окружающих ожидаются этические поступки, но к своим действиям моральные критерии не всегда применяются),

-  приписывание людям  старше себя, особенно руководителям, консерватизма….

-  53-57%… (Андреева О.И., Сатикова С.В.).

10. Послевузовское, послелицейское сопровождение…

Психологические основы профориентации.

1. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик./ И.В. Дубровина, М.: АК Пед. наук, 1988.

2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. 1987.

Основные концепции профориентации за рубежом: западные модели называются диагностическими, а Японская модель – развивающей.