III. Реализация составленного плана в ходе психологического сопровождения клиента в рамках составленного контракта.
На дополнительных консультационных встречах возможна корректировка плана и контракта на основе полученной информации.
Психологический план анализа урока
1. Предметом психологического анализа является урок.
2. Единицы анализа: субъекты (учитель, ученики), учебный предмет, процесс взаимодействия субъектов (сотрудничество в обучающем процессе, межличностное взаимодействие с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учителя).
3. Теоретическая основа психологического анализа урока: принцип развивающего и воспитывающего характера.
4. Способы воздействия на личность: на интеллект через чувства (внушение), на чувства через интеллект (убеждение).
Подход Л.Т. Охитиной (5 пунктов психологического анализа):
1. Психологическая цель урока.
А) наличие педагогической цели…
Место и значение урока в перспективном планировании развития учащихся. Формулировка цели учителем и мотивирование учащихся на ее достижение, связь с реальностью.
Б) В какой мере при построении цели урока учтены конечная перспектива и связь с результатами достигнутыми на предыдущих этапах работы.
В) Соответствие методических приемов, стиля урока и взаимодействия субъектов обучения поставленной психологической (педагогической) задаче.
2. Стиль урока.
В какой степени содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения или задачам, поставленным учителем.
А) Соотношение нагрузки на память и мышление.
Б) Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности.
В) Освоение знаний в готовом виде или в результате самостоятельного коллективного поиска.
Г) Соотношение активности учащихся и учителя в процессе обучения.
Д) Способы осуществления (учитель, учащиеся) и соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников.
Е) Соотношение побуждения и принуждения к деятельности со стороны учителя.
3. Особенности самоорганизации учителя.
А) Подготовленность к уроку (владение содержанием, структурирование урока, осознание цели и готовность к ее реализации).
Б) Рабочее самочувствие учителя в начале урока, в процессе и в его конце (собранность, сонастроенность с темой и целью, энергичность, настойчивость, оптимизм, настойчивость, педагогический такт).
Г) Как учитель поддерживает психологический климат в классе.
4. Организация познавательной деятельности.
Обеспечение учителем продуктивной работы учащихся.
А) Как учитель добивается нужной избирательности, целостности и осмысленности воспринимаемого материала.
Б) Какие способы подачи и освоения и материала используются учителем (каналы).
В) Какие способы используются для достижения устойчивости и сосредоточения внимания.
Г) Формы и способы активизации памяти для воспроизведения материала воспринятого ранее.
Д) Уровень формирования знаний (конкретно-чувственный, понятийный, образный…)
Е) Формы и способы активизации самостоятельного и творческого мышления (вопросы, проблемные ситуации, проблемное эвристическое решение задач с недостающими или лишними данными, организация поисковой деятельности, исследовательская работа…).
Ж) Какой уровень понимания материала достигается на уроке (описательный, сравнительный, обобщение, проблемный, оценочный…).
З) Учет индивидуальных особенностей учеников при организации познавательной деятельности.
5. Формы и способы организации коллективного взаимодействия.
А) Организация деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная работа).
Б) Учет индивидуальных поведенческих особенностей детей при организации взаимодействия с ними.
В) Учет возрастных особенностей…
1. Отношение школьников к учению: настойчивость в преодолении трудностей.
2. Подготовленность к самостоятельной учебной работе, к проблемному обучению.
3. Сознательность учебной дисциплины в классе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.