Преобладающий тип мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое).
Особенности развития речи (словарный запас, правильность выразительность, образность, эмоциональность, умение выражать мысли в устной и письменной речи).
Есть ли отставание в умственном развитии. Его тип: педагогическая запущенность, снижение обучаемости, олигофрения…
6. Межличностные отношения в классном коллективе. Социометрический статус. Входит ли в группировки. Его положение в группировке (лидер, ведомый). На каких интересах и какой деятельности строится групповая общность. Отношение группировки к классному коллективу.
7. Эмоционально-волевая сфера личности. Темперамент. Какие эмоции преобладают. Особенности эмоциональных состояний (настроения, аффекта). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность, активность и инициативность, устойчивость поведения и внушаемость, склонность поддаваться влиянию других.
Дисциплинированность и степень ее осознанности, выдержка и самообладание, сила воли, недостатки (упрямство, нерешительность, негативизм, ленивость, умение доводить дело до конца).
8. Выводы. Правильно ли развивается личность. Недостатки личности, необходимые для исправления. Индивидуальный подход, необходимый для данного ученика.
Развивающие и обучающие программы.
1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение 1996.
2. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.
3. Норматив-правовые документы…С-Пб.: Комитет по образованию С-Пб, 2000. С.175-178.
4. Руководство практического психолога./Дубровина И.В. М.: Академия, 1995.
Основной формой работы школьного психолога с подростками являются обучающие и развивающие программы. На мой взгляд, основное различие между типом этих программ состоит в их целенаправленности.
Целью и задачами обучающих программ может быть формирование знаний, умений и навыков.
Например: "Учимся учиться".
Цель: Формирование эффективного индивидуального стиля учебной деятельности.
Задачи:
-познакомить детей с эффективными приемами учебной деятельности;
-знакомство с индивидуальными особенностями, влияющими на успешность в учебе;
-формирование умений использовать свои сильные стороны в учебном процессе;
-формирование навыков мнемической деятельности при работе с учебным материалом;
-знакомство с типами мыслительных операций и отработка приемов мыслительной деятельности.
Целью и задачами развивающих программ может быть развитие способностей и личностных потенциалов ребенка.
Например: "Ступени самопознания".
Цель: Развитие способностей к личностной рефлексии.
Задачи:
-развитие умения анализировать свои и чужие особенности и поступки;
-развитие навыков регуляции эмоциональных состояний;
-формирование адекватной самооценки;
-формирование навыков межличностного общения…
Основным требованием к любой программе является ее соответствие задачам возрастного развития (актуальность и посильность для детей), ориентация на "зону ближайшего развития", соответствие целям и задачам концепции учебного заведения.
Обучающие программы должны проводиться со всем классом, а развивающие могут проводиться с группой учащихся, нуждающихся в дополнительном развитии определенных качеств.
Основные требования к составлению программ.
Разделы программы:
1. Титульный лист. Программа должна пройти согласование на кафедрах психологии СПбГУПМ, или соответсвующих кафедрах СПГУ, РГПУ. Утверждает программу директор школы или директор ППМС.
2. Пояснительная записка.
-Актуальность. Программа начинается с обоснования данного курса. Необходимо указать объект развития или обучения и выбор этого объекта.
-Цель. Описание цели должно позволить определить значимость программы для данного контингента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.