4. Помощь ученикам в исследовании своих интересов, способностей, в познании мира труда. Обучение правильному использованию своих способностей в этом мире.
Все направления деятельности службы «гайденс» можно разделить на три основных части:
- учебная ориентация школьников, позволяющая детям функционировать более эффективно в учебном процессе. (Данная работа может проводиться индивидуально и в группах.);
- профессиональная ориентация школьников;
- руководство личностью способствует на основе осознания своих особенностей выработать характер поведения, который обеспечит хорошую приспосабливаемость;
- В последнее время добавилось еще одно направление: консультирование и совместная работа с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанными со школой, и проблемам персонала как профессионалов обучения и воспитания.
В 1960-х годах создана профессиональная организация школьных психологов. В 1973 году в Уэльсе прошла конференция школьных психологов, на которой были рассмотрены вопросы о целях и роли психологической службы, об этических и юридических ее основаниях, там же поднимались вопросы профессионализации школьного психолога, содержание программы обучения специалистов для этой службы. В 1980-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP).
При Бюро образования в Вашингтоне имеется отдел по вопросам «гайденс», такие же отделы в департаментах образования штатов. В крупных школьных округах вопросами «гайденс» занимается суперинтендант, имеющий ряд помощников. Он направляет и согласовывает деятельность школьных консультантов, следит за своевременным тестированием, ведением личных дел, организацией консультаций и т. д.
В небольших округах один консультант обслуживает 2-3 школы, но в крупных школах, где постоянно работают несколько консультантов, на каждого приходится по 400-700 учащихся. По подсчетам специалистов, идеальным соотношением является один консультант на 250 учеников. Однако такое соотношение имеют только 14% школ. Всего в школах Америки работает 29 410 консультантов. К сожалению, основная работа школьных консультантов в США начинается только с 7 класса.???????
Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии считается Альфред Бине, который начинал свои исследования в этой области еще в 1894 г. Изучая этапы развития мышления у детей с 3 до 7 лет, Бине пришел к выводу, что дети данного возраста проходят три этапа в формировании понятий - стадию перечислений, описания и затем интерпретации. Данное исследование привело его к мысли, что можно разработать определенные нормативы интеллектуального развития детей и методы диагностики процесса формирования их мышления.
В 1897 г. вышла его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы.
В 1905 г. министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой исследовать проблему детей, неспособных к обучению по общей программе и разработать метод, позволяющий выделить таких детей при поступлении в школу. Разработанные Бине тесты так хорошо проявили себя при испытаниях, что у исследователя родилась идея разработать тесты для общей диагностики интеллектуального развития у всех детей от 3 до 18 лет. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявить не только детей с задержкой умственного развития, но проводить общую возрастную дифференциацию интеллектуального развития.
За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 г. организуется первая во Франции профессиональная психологическая школьная служба.
В 1947 г. в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством А. Валлона, который, в отличие от Бине, полагал, что цель психологической службы в школе заключается не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания для всех детей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.