В это же время выходит серия работ Н.К. Крупской о профессиональной ориентации.
С 1927 по 1936 год – плодотворное развитие проф. ориентации (в школах работают педологи, кот. разрабатывают планы экскурсий на предприятия).
1937 год постановление о педологических извращениях, результатом которого было прекращение работы по профориентации до 1959 года.
1959 год – постановление верховного совета о политехнизации обучения и о связи школы с жизнью.
В 1968 году открылась первая профориентационная лаборатория при НИИ по профтехобразованию. Развитие системы профориентации на первых порах носило стихийный характер: открывались отдельные лаборатории, создавались первые межшкольные профессиональные комбинаты.
С 1982 года стала складываться государственная система профессиональной ориентации молодежи в СССР. В это же время отрабатываются основные принципы проф. консультирования:
1. Доступность – конституциональное право на профессиональное самоопределение.
2. Бесплатность – финансирование из гос. бюджета.
3. Добровольность – обращения к проф. консультанту и выполнения его рекомендаций.
В настоящий момент в сфере профессиональной ориентации работает примерно 1 200 психологов, но вопрос о профессиональной ориентации остается открытым, т.к. нет координационного центра…
Методы профессионального консультирования.
Существует два уровня проф. консультации:
-первичная консультация предполагает определение профессиональной направленности (ее направленность, интересы, определенность путей достижения профессии, ориентировка в ситуации);
-углубленная консультация предполагает некоторый необходимый анализ структуры способностей.
Первичная консультация обычно начинается как групповая, а заканчивается индивидуально. В программу первичной консультации обычно входит рассказ о том, что необходимо учитывать при выборе профессии (по работам Климова "Треугольный человек"…), а именно 3 основные составляющие:
хочу – интересы, мотивация, направленность,
могу – сфера способностей, потенциальных возможностей,
надо – принцип реальности реализации профессии (потребность общества в профессии).
ХОЧУ – основной показатель: пофессиональная направленность.
Методики Климова и его учеников: ДДО, Опросник проф. готовности для школьников Кабардовой, ОПГ модифицированный, карта интересов.
Кабардова в своем "опроснике" попыталась снять альтернативность выборов, она считает, что профессиональная направленность должна исследоваться в совокупности с профессиональной готовностью и желанием. Поэтому просит отвечать на вопросник трижды. С опросником можно работать, начиная с 9 класса.
ОПГм – облегченный вариант ОПГ Голланда, в нем только 35 вопросов, на которые необходимо дать два ответа (умею и нравится). Оценка о реальности выше, чем в ДДО, но очень сильно зависит от самооценки, т.к. при низкой СО – низкие результаты в шкале умений. Также зависит от требовательности к себе с учетом прошлого опыта.
Существует вариант теста ОПГ, который дает возможность выйти на конкретные профессии (нечто среднее между тестом Голланда и ОПГм).
Попытка конкретизации ДДО и ОПГ была предпринята с помощью создания карты интресов тремя авторами:
1. Голомшток (174 вопроса, охватывается 24 сферы деятельности) –можно работать с 10-11 классами.
2. Федоришина В.А. "Профессиональная работа со старшеклассниками" (90 вопр. – 15 сфер деятельности) – 6-8 классы.
3. Карпиловская (144 вопр. – 24 сферы деятельности) – 8-9 классы.
ДДО – устойчивые результаты. Основан на определении Климовым понятия профессиональной направленности как обобщенного эмоционального отношения к различным видам труда. При этом отношение может не осознаваться, но вбирает в себя способности.
Мотивы выбора профессии могут быть внешними (укороченный рабочий день, форма одежды, близость к дому…) и внутренними (содержание труда, польза людям…).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.