Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 12

4.  Направленность учащихся: ЦОС, интересы, увлечения.

5.  Общественная активность класса, отношение к общественному и производственному труду.

6.  Сформированность общественного мнения.

7.  Межличностные отношения. Группировки и их лидеры.

8.  Уровень самоуправления и виды деятельности, которые оно охватывает.

9.  Рекомендации по обучению и воспитанию классного коллектива.

СХЕМА  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА

1. Изучение личности школьника. Киров: "Информационный центр", 1991. 93с.

1.  Общие сведения об ученике: Возраст, посещал ли детский сад (сколько лет), менял ли класс (если да, то почему), физическое развитие, состояние здоровья (в т. ч. и нервной системы).

Социально-культурный уровень семьи. Психологический климат в семье. Стороны семейного воспитания и опыта, которые повлияли на некоторые особенности личности ученика (отношение членов семьи к школьнику и наоборот). Наиболее существенные факты из биографии ученика, повлиявшие на его развитие.

2.  Типологические особенности Н.С. ученика, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Проявление особенностей Н.С. в деятельности и учении.

3.  Направленность личности. Уровень воспитанности, наличие нравственных убеждений, идеалов, развитие чувства долга и ответственности, основные мотивы поведения и цели, к которым стремится (учебные и внеучебные), интересы и намерения. Преобладание коллективизма, индивидуализма. Наличие устойчивых профессиональных намерений (у старших школьников).

4.  Отношения и черты характера.

А. Отношение к коллективу и сверстникам. Преобладание коллективистической или эгоистической направленности. Участие в общественной работе и мотивация. Проявление организационных способностей. Отношение к людям: коммуникативные черты характера (Положительные: гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружелюбия и товарищества. Отрицательные: жестокость, завистливость…). Честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям. Отношения со старшими детьми, мальчиками и девочками.

Б. Отношение к труду. Участие в разного вида трудовой деятельности. Мотивы участия в труде. Трудовые навыки и умения. Специальные способности к различным видам труда (техника, искусство…).

В. Отношение к учебной деятельности. Любит ли учиться? Каковы мотивы учения?  Уровень развития познавательных интересов. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Настойчивость в преодолении трудностей.

Г. Отношение к самому себе, к окружающим людям, к учителям. Самооценка и уровень притязаний школьника. Уверенность или неуверенность в себе. На чем стоит свое самоуважение: на интеллекте, на организационных способностях, на специальных способностях к науке, спорту, искусству, технике, на повышенной взрослости, на физической силе. Самокритичность и требовательность к себе. Отношение к родителям: уважает, любит, признает их влияние или равнодушие, отчужденность. Отношение к учителям, их авторитетность.

5.  Учебная деятельность и уровень интеллектуального развития. Степень сформированности общеучебных умений (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать, писать в нужном темпе, самостоятельно работать, осуществлять самоконтроль).

Особенности  внимания (сформированность произвольности, устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

Особенности восприятия (тип, степень развития наблюдательности).

Особенности памяти: скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения.  Тип памяти по оптимальному способу заучивания. Сравнительное развитие смысловой и механической, образной и словесно-логической памяти. Владение мнемическими приемами запоминания.

Особенности воображения. Бедность и богатство образов, оригинальность, эмоциональность, реалистичность или фантастичность. Проявление воображения на уроках.