В 1951 году министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ обсуждался на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге (1952, 1954 гг.).
Однако в силу изменений политики в образовании деятельность службы была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.
В 50-60-е годы потребность в психологах в школе нарастала в связи с увеличением количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями, поэтому в 1960 г. открыто четыре психологических центра – в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне.
Начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы становятся группы психолого-педагогической помощи СААР. Каждая группа представляет собой команду из трех специалистов:
-по школьной психологии,
-по психологии обучения,
-по психомоторному развитию.
Каждая бригада обслуживает 800-1000 учащихся, хотя территориально располагается в одной школе, обслуживает, как правило, несколько. Административно команды подчинены департаменту специального образования. Объектами деятельности этих групп являются дети от 2 до 12 лет их педагоги и родители. Особое внимание уделяется детям от 3 до 7 лет.
Предметом исследования и помощи являются проблемы обучения и поведения, а основной задачей – отбор детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся консультации учителей и родителей по этим проблемам.
В середине 80-х начинается новый этап в развитии школьной психологии во Франции. В 1985г. была создана рабочая группа, которая провела специальную работу по определению функций педагогического психолога. Основная цель работы школьного психолога, как и любого практического психолога, определена как обслуживание потребностей клиента.
Но деятельность педагогического психолога имеет определенную специфику. Педагогический психолог в целях содействия развитию всех сторон личности ребенка может подключать к этому процессу учителей и родителей, при этом он может идти и против системы школьного и семейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если считает, что они препятствуют прогрессивному развитию его клиента.
В настоящее время основными задачами психологической школьной службы во Франции являются:
1. Предотвращение неуспешности в обучении.
2. Социальное научение с целью социальной адаптации.
3. Помощь детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (противоположна задачам Бине…).
4. Содействие общеобразовательному и профессиональному росту учащихся.
5. Повышение квалификации учителей, социальных работников, администрации и др. специалистов в области народного образования.
Определенный опыт организации школьной психологической службы накоплен и в странах Восточной Европы – в Чехословакии, Югославии, Польше, Болгарии. Здесь психологическая служба школы ставит перед собой задачу, ориентированную на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие.
Психологическая служба стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных центров или областных Центров или Консультаций и входит в состав народного образования.
Основное содержание психологической службы:
-помощь в обеспечении развития здоровой личности,
-коррекция разного рода затруднений,
-проблемы профессиональной ориентации.
Основной формой работы психологов в этих странах является психодиагностика детей или групп, испытывающих определенные проблемы: поведенческого, эмоционального или учебного плана, и последующие рекомендации по коррекции данной проблемы. По мнению специалистов этих стран 30% школьников испытывают те или иные проблемы при обучении.
Недостатком службы является ее оторванность от образовательных учреждений:
- работа с детьми проходит вне контекста их жизни,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.