На этом уровень первичной групповой консультации и ограничивается. Групповая работа эффективна в количестве 7-8 человек.
Окончательная беседа проводится отдельно с каждым оптантом.
МОГУ – сфера способностей и потенциальных возможностей может исследоваться с помощью следующих методик: "Коммуникативные организаторские склонности" (КОС), Теста Айзенка, ШТУР, Опросников, исследующих деятельность вне школы.
Возможные ситуации индивидуальной работы:
1. Оптимальная– профессия выбрана (согласуется с интересами, профессиональной направленностью, способностям, наклонностями).
В этом случае беседа может идти по двум направлениям. Первое направление предполагает терапевтический план – одобрение и поддержку, рассказ о данных, интерпретацию совпадения выбора с индивидуальными особенностями. Второе направление является информационным, здесь могут быть показаны качества, которые необходимы в выбранной профессии, можно рассказать об учебных заведениях, выбрать запасной вариант, рассказ о трудностях поступления.
Как правило первые на углубленную консультацию не приглашаются.
2. Ничего не сформировано, ничего не выбрано (нет определенности данных). К этой категории обычно относится довольно большая группа ребят (как правило трудные подростки).
Поэтому, первой задачей консультации будет – выявление сферы интересов, выходящих за рамки анкеты (дополнительная беседа в полупроективной форме – свободная ситуация общения, характеризующаяся неопределенностью, где оптант так или иначе должен проявить свои интересы).
Возможно использовать игру "Необитаемый остров" – можно целым классом. Корабль попал в кораблекрушение. Составим план действий, чтобы выжить: запись в столбик на доске, без ограничений. Наблюдение за тем кто, что предлагает. Затем выбирается кто, чем будет заниматься. Создаются группы по 2-3 человека (группа составляет проект выполнения плана по своему заданию и защищает его). Оценка классом успешности "выживания".
Второй задачей является формирование интересов (гр. 8-10 человек) – провести по кружкам, кто-то оседает в определенных кружках. Возможны углубленные индивидуальные консультации.
3. Сформирована профессиональная направленность, интересы, бывает выбрана хорошая специальность, но нет профессионального плана.
Причиной этой ситуации может быть недостаточная личностная зрелость (опр. инфантилизм) или ребенок недостаточно себя понимает (не сформирована самооценка). В 65% случаев нет совпадений между самооценкой и реальной профессиональной направленностью.
Поэтому первой задачей в данном случае является формирование адекватной профессиональной оценки. Для этого необходимо посмотреть уровень зрелости по САМ –10 (10 вопросов на самостоятельность). Если низкий, то порекомендовать еще поучиться, т.к. чаще всего влечет за собой неустойчивый проф. выбор, ведущий к реализации личностных планов под влиянием обстоятельств или других людей. Если в школе оставить нет возможности, то постараться помочь сделать более зрелый выбор.
4. Сформирована профессиональная направленность, интересы, есть уровень сформированности способностей, но с профессией не совпадает или с проф. направленностью не совпадают способности (часто так решили родители, подруга, месть…).
5. В случае с родителями – вызвать родителей с целью коррекции плана. Показать возможности и направления реализации учебного плана, познакомить с учебными заведениями.
Углубленное консультирование трудоемко, но необходимо. Любую консультацию нужно начинать с анализа состояния здоровья (проф. карта – гр. здоровья, сведения о заболеваниях, показания врача). Свободно работать можно только со здоровыми детьми, а их 5-7%. С остальными не трогать того, что ребенку нельзя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.