1. В школе – инспектор по профориентации (руководитель выбора призвания) ведет 250 человек от 1 класса до выпуска.
Прфконсультантом осуществляются следующие профили работ:
-знакомство детей с профилями профессий;
-на каждого ребенка ежегодно ведется профориентационное досье:
А. Здоровье и физическое развитие (результаты мед. освидетельствований, данные врача).
Б. Личностные особенности (личностные тесты, опросники).
В. Информация о социально-экономическом положении семьи (интервью, беседы с родителями, анализ документов);
Г. Анализ умений и навыков (характеристики учителей, тесты квалификации);
Д. Интересы и склонности (вопросники интересов);
Е. Знания (на основании школьных оценок, тесты знаний);
Ж. Способности (тесты способностей как минимум 3 раза в период обучения);
З. Любимые внешкольные занятия (интервью, анкетирование).
Досье строго конфиденциальны и не доступны для учителей и администрации. После окончания школы досье передается в бюро службы занятости.
-индивидуальное и групповое консультирование школьников и их родителей в выпускных классах. На групповых консультациях обсуждаются общие вопросы (анализ особенностей карьеры, особенностей выбора, требования к определенным карьерам). На индивидуальных консультациях обсуждаются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Консультации добровольны, а выполнение рекомендаций не контролируется.
-координация работы учителей, родителей в области профессиональной ориентации.
2. Служба занятости – туда поступает вся информация обо всех учениках, т.е. информация о трудовых ресурсах. Т.О. создается возможность для рекомендаций по развитию производства, исходя из наличия трудовых ресурсов.
В службе работают психологи, консультанты, социологи. Оптантам выдаются конкретные направления на определенные места. Также ведется учет безработных и пособий.
3. Профориентация в ВУЗах проходит несколько этапов:
1) при приеме в ВУЗ (до поступления выясняется потенциальная возможность поступления в вуз данного профиля);
2) во время обучения в вузе…
3) работа по трудоустройство на последних курсах (реклама и встречи выпускников с потребителями, определение на практику и т.д.
Существуют платные проф. консультационные конторы, где работают очень квалифицированные психологи со степенью магистра и сдавшие специальный экзамен, необходимый для разрешения открыть частную контору.
2. Франция.
С 5-6 класса проводится цикл профессионального наблюдения. По окончании школы досье передается в бюро по трудоустройству, куда обязан явиться каждый выпускник. Во Франции выполнение рекомендаций психолога обязательно.
3.Япония.
Японская модель называется развивающей, так как цель и задачи профессиональной ориентации: развитие ребенка.
Работа по знакомству с профессиями начинается с 1 класса школы. Каждый ребенок в течение учебы проходит обучение по 15-16 видам профессий. Каждый год происходит практическое знакомство с 1-2 видами. В конце каждого года мастер дает оценку способностей по данному виду профессий и соответствующие рекомендации. А с другой стороны берется информация от ученика.
Таким образом, происходит психомоторное развитие интеллекта (действенное обучение), развивается сенсомоторика, воспитывается чувственное восприятие, а также происходит реальное знакомство с различными видами труда. Это является очень эффективным не только для развития личности, но и нации в целом.
У каждого школьника существует досье. На последнем этап обучения производится диагностика и даются рекомендации по трудоустройству. Психологи работают в фирмах при приеме на работу.
4. Россия.
1927 год – первое бюро по профориентации;
1927 год – в Петербурге под руководством Бехтерева обследуется 20000 школьников, затем открываются и региональные бюро при биржах труда, которые занимаются обследованием школьников и незанятого населения. Создаются и развиваются отраслевые бюро, которые занимаются разработкой психологических требований к профессиям, профессиональным отбором в школы фабрично-заводского ученичества. В результате их деятельности снизился отсев кадров. Правильный выбор рассматривался как психо-санитарно-гигиенический выбор.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.