Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», страница 9

;

;

3. Определяется предел интегрирования Z по формуле (2.3):

4. По значению Z определяется функция Ф(Z) из приложения 4:

Ф(Z=2,5)=0,4938.

5. Рассчитывается вероятность и процент зазоров в соединении:

   р(S)=0,5+Ф(Z)=0,5+0,4938=0,9938 – вероятность зазоров;

   Р(S)=р(S)∙100%=0,9938∙100%=99,38% - процент зазоров.

6. Определяется вероятность и процент натягов:

р(N)=0,5-Ф(Z)=0,5-0,4938=0,0062 – вероятность натягов;

   Р(N)=р(N)∙100%=0,0062∙100%=0,62% - процент натягов;

или Р(N)=100-99,38=0,62%.

7. Определяем значения вероятностных максимальных зазора и натяга:

   ;

.

8. На чертеже редуктора (рис.7) обозначаем посадку зубчатого колеса на валу. В графической части строим схему расположения полей допусков деталей соединения (рис. 8) и кривую нормального распределения для расчёта вероятности посадки (рис. 9).

3.3 Задача №3. Расчёт и выбор посадок с натягом.

1. Для соединения, подверженного действию осевой силы и крутящего момента, рассчитать и выбрать посадку, обеспечивающую относительную неподвижность деталей при сборке.

2. Выполнить схему расположения полей допусков и чертежи соединения и деталей в соответствии с ЕСКД, с простановкой буквенных обозначений и числовых величин предельных отклонений размеров, параметров шероховатости и входных фасок.

Исходные данные.

Соединением с натягом является сопряжение ступицы 4 и венца 5 червячного колеса узла редуктора (см. рис.1) по диаметру. Варианты исходных данных приведены в таблице 3.

Условия, одинаковые для всех вариантов заданий.

Шероховатость поверхностей:

ступицы (вала) – Rad=0.8…3.2 мкм;

венца (отверстия) – RaD=0.8…3.2 мкм.

Температура:

сборки – tсб=20ºС;

рабочая – tр=50ºС.

Сборка механическая, без смазки, под прессом.

3.3.1. Рекомендации по решению задачи №3.

Расчёт ведётся по методике, приведённой в [2], с 333-339, согласно схеме на рис. 10. Посадки с натягом предназначены для получения неподвижных неразъёмных соединений без дополнительного крепления деталей винтами, шпонками, штифтами и т.п.

Относительная неподвижность деталей обеспечивается за счёт  сил сцепления (трения), возникающих на контактирующих поверхностях вследствие их деформации, создаваемой при сборке соединения. Однако при этом максимальное напряжение, возникающее в материалах деталей, не должно превышать допустимого значения, что ограничено прочностью деталей. Фрагмент 7

Рисунок 7 - Чертежи узла редуктора с обозначением параметров, определенных при решении                                                   курсовой работы


Фрагмент 8

Рисунок 8 Схема расположения полей допусков соединения с переходной посадкой

Фрагмент 9

  Рисунок 9 - Кривая нормального распределения для определения вероятности зазоров и

                      натягов посадки червячного зубчатого колеса на вал

Таблица 3 - Данные для решения задачи № 3

варианта

                               Номиналь­ный диа­метр

сое­динения

Диаметр

отвер­стия ступицы

Наружный

диаметр

венца,

Длина

соеди­нения

,мм

Осевое усилие

Крутя­щий

момент

Материал

Ступицы

Венца

1

100

50

130

30

6

520

Сталь45

Латунь ЛЦ 38 МЦ2С2

2

90

65

125

50

4

350

3

170

80

210

40

4

830

4

140

95

225

60

2

980

5

180

110

225

60

5

530

6

90

55

150

25

4

1100

Сталь 30

Чугун СЧ 30

7

160

70

190

40

8

670

8

140

85

170

45

5

780

9

155

100

195

50

3

1200

10

210

130

260

70

4

840

11

70

40

100

35

2

320

Сталь 50

Бронза Бр. АЖН10 4 - 4

12

145

60

185

40

6

310

13

215

75

280

60

10

960

14

190

90

245

35

3

730

15

230

120

290

55

5

1300

16

150

50

200

40

6

290

Сталь 35

Латунь ЛЦ 23 А6 ЖЗ Мn 2

17

140

65

210

40

1

820

18

130

80

190

50

12

540

19

200

95

250

65

4

1500

20

150

110

195

65

6

930

21

120

55

180

30

7

450

Сталь 40

Чугун СЧ 30

22

100

85

180

35

4

1200

23

100

85

240

45

5

670

24

220

100

280

60

15

520

25

250

130

300

70

8

1800

26

155

40

215

25

6

420

Сталь 50

Бронза Бр.

 ОЦС5 - 5

27

180

60

250

30

9

750

28

125

75

190

40

7

350

29

230

75

190

40

4

2000

30

185

120

240

45

20

680