3.4.2. Последовательность выполнения расчёта.
1. По ГОСТ 3478-79 (приложение 11) в соответствии с заданным типом подшипника определяются основные размеры подшипника.
2. В зависимости от условий работы подшипникового узла по СТ СЭВ 773-77 определяется вид нагружения колец (табл.4.88 [3] или приложение 12).
3. Для определения посадки циркуляционного нагруженного кольца рассчитывается интенсивность нагрузки на посадочной поверхности:
, где (4.1)
R – радиальная реакция опоры на подшипник, кН;
B, r – ширина и радиус закругления подшипника, м;
КП – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (приложение 13);
К1 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом или тонкостенном вале (табл. 4.90 [3]). Для сплошного вала К1=1.
К2 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору (табл. 4.91 [3]). Для радиальных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом К2=1.
По величине PR, классу точности подшипника и диаметру циркуляционно-нагруженного кольца из таблицы 4.92 [3] или приложения 14 [1] выбирается рекомендуемое поле допуска и посадочного места.
4. Выбирается поле допуска посадочного места для местно-нагруженного кольца в зависимости от номинального диаметра кольца, типа подшипника и характера нагрузки (табл.4.89 [3] или приложение 15).
5. По СТ СЭВ 144-77 (табл.4.82 и 4.83 [3] или приложения 16 и17) определяются предельные отклонения диаметров внутреннего и наружного колец подшипника (dm и Dm).
6. По СТ СЭВ 144-75 (табл. 1.28, 1.29, 1.36 и 1.37 [2]) определяются предельные отклонения диаметров посадочных мест вала и корпуса согласно выбранным полям допусков внутреннего и наружного колец подшипника.
7. Ограничиваются отклонения формы и расположения посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса. Для ограничения отклонений формы назначается допуск цилиндричности, который зависит от класса точности подшипника:
для 0 и 6 класса точности – допуск цилиндричности цапфы вала и отверстия корпуса не более ¼ допуска размера диаметра;
для 5 и 6 класса точности – допуск цилиндричности не более 1/8 допуска размера диаметра.
8. По табл. 4.95 [2] или приложению 18 назначается шероховатость посадочных поверхностей.
3.4.3. Пример выполнения.
Исходные данные:
Номер подшипника 46330;
Класс точности подшипника 6;
Радиальная реакция опоры на подшипник R=10 кН;
Динамический коэффициент посадки КП=1,8;
Вращается сплошной вал.
1. По ГОСТ 3478-79 (приложение 11) определяем основные размеры подшипника 46330: радиально-упорный шарикоподшипник; однорядный имеет диаметр отверстия внутреннего кольца d=150 мм; диаметр наружного кольца – D=320 мм; ширина подшипника B=65 мм; радиус закругления r=5 мм.
2. По СТ СЭВ 773-77 (приложение 12) определяем вид нагружения колец, так как вращается вал с постоянной радиальной нагрузкой, то внутренне кольцо испытывает циркуляционное нагружение.
Наружное кольцо неподвижно, следовательно, оно подвергается местному нагружению.
3. Для внутреннего циркуляционно-нагруженного кольца рассчитывается интенсивность нагрузки на поверхность цапфы вала по формуле (4.1):
кН/м
где R=10 кН; В=65 мм; r=5 мм; Кп=1,8; К1=1; К2=1.
По PR=327 кН/м для подшипника 6 класса точности с диаметром внутреннего кольца – d=150 мм по приложении 14 выбираем посадку для внутреннего циркуляционно-нагруженного кольца – Ø150L6/k6, где L6 – поле допуска диаметра отверстия внутреннего посадочного кольца подшипника, а k6 – поле допуска посадочной поверхности цапфы вала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.