Платежный баланс. Международные транзакции: платежный баланс. Объяснение платежного баланса, страница 9

  Таблица 1.1 Импорт валового внутреннего продукта для определенных стран (в процентах)

                                                                                    1960               1970              1980                1990

Австралия                                             16.8                 14.7                17.8              17.7 

Бельгия                                                  33.9                 41.6                60.3              68.1

Канада                                                   18.5                 20.0                26.4              24.4

Франция                                                11.3                 15.3                22.8              22.7

Германия                                              17.4                 20.6                28.8              29.6

Ирландия                                              37.2                 44.9                63.0              53.9

Италия                                                   13.9                 16.6                24.0              19.5

Япония                                                   11.1                 10.2                15.8              10.1

Корея                                                      12.8                 23.6                41.5              32.2

Нидерланды                                         48.6                 46.6                53.0              52.0

Новая Зеландия                                  25.6                 25.0                31.6              27.9

Южная Африка                                    24.6                 24.5                27.4              20.5

Швейцария                                           29.7                 34.5                40.3              35.8

Объединенное Королевство          21.6                 21.7                25.0              27.3

Соединенные Штаты                          4.4                    5.5                10.7                11.2

Источник: МВФ, Международная финансовая статистика, несколько изданий


   Таблица 1.1 дает представление, что это значит для резидентов некоторых крупных мировых компаний. Она показывает импорт иностранных товаров и услуг как процент валового внутреннего продукта (ВВП). В Германии, к примеру, приблизительно 30% потребления населением в 1990 году, так или иначе, зависит от товаров и услуг, производимых заграницей. Также интересно отметить, что пропорция импорта всей продукции значительно выросла во многих из этих стран между 1960 и 1990 годами.

   Из высокого процентного соотношения товаров и услуг, которые мы потребляем, так или иначе, привозимых из-за рубежа, следует, что наше здоровье и уровень жизни во многом зависит от тех событий, которые происходят в странах, выпускающих эти товары. Например, страны, импортирующие нефть, получают выгоду, если цены на нефть падают как результат открытия новых запасов в Саудовской Аравии, к примеру, или развития новых технологий для более результативного использования имеющихся запасов. С другой стороны, они теряют, если цены на нефть растут из-за войн или социальных волнений в странах, производящих нефть. К тому же, уровень производства в странах, экспортирующих промышленные товары, может расти или падать в зависимости от изменений спроса в странах, рассматриваемых в качестве клиентов. Изменения спроса могут исходить из нормальных экономических условий, связанных с торговым циклом, конкуренции или экономических показателей так же, как и из природных катастроф, политических изменений или социальных волнений. Многие развивающиеся страны, к примеру, были обязаны прекратить импорт в 1980-х годах, когда долговой кризис сократил их кредитоспособность в то же время, как обслуживание долга было разрушено растущей квотой на доходы от экспорта. Как результат, снижение уровня жизни вызвало политические и социальные волнения, что в дальнейшем ослабило выпуск товаров, их экспорт и импорт. Иностранные экспортеры, которые считали эти страны за своих клиентов, понесли убытки от снижения продаж и невозможности точно определить, что уже было продано.