Выбор дымососов и вентиляторов. Требования к качеству питательной воды и пара. Принцип естественной циркуляции. Особенности движения воды в системе труб при сверхкритическом давлении. Гидравлические схемы пароперегревателей, страница 16

С повышением температуры металла происходит понижение его работоспособности за счет уменьшения прочности ускорения коррозионных процессов. Если какой-либо элемент, например экранная труба, работает при длительных периодических колебаниях температуры, то в металле могут возникнуть значительные дополнительные напряжения, связанные с циклической усталостью. Каждая сталь при предельно высокой для нее температуры подвержена окалинообразованию (на поверхности элемента образуется пленка окислов). Содержание в топливе значительного количества S и др. химически активных элементов ускоряющих процесс окалинообразования.

5.2 Стали используемые в котлостроении.

Широко применяются углеродистые низколегированные и высоколегированные стали. При температуре стенки до 450°С применяются качественные углеродистые стали марки 10 и особенно 20. Низколегированные стали имеют легирующие добавки до 3,5-4,5%. Эти стали перлитного класса с добавками хрома, молибдена, ванадия, вольфрама и др. основные легирующие элементы – молибден и хром.

Хром повышает окалиностойкость и усталость к графитизации (выделение графита на поверхность зерен), приводит к уменьшению допускаемого напряжения.

Добавка молибдена повышает показатели длительной прочности и сопротивление ползучести при высоких температурах.

Высоколегированные Cr-Ni стали могут использоваться при температуре до 625-650°С. Содержание легирующих элементов достигает 40%, из них Cr-Ni основа 27-35%. Ni-содержащие стали отличаются высокой стойкостью.

Пределы окалиностойкости для нескольких сталей

Марка стали

Топливо

Сернистый мазут

Каменные и бурые угли

Ст.20

12Х1МФ

12XМФСР

1X18Н12Т

450

585

585

610

450

585

595

640

Сталь 12Х1МФ

С=0,12%                  Cr=0,9-1,2%

Мо=0,4-0,55%       V=0,15-0,35%

10.1 Режим работы котлов, режимная карта, показатели эксплуатации.

Под эксплуатацией паровых котлов понимается организация длительной и надежной работы котлов с максимальной для них экономичностью и надежностью при заданной выработке пара кг/с, или электрической мощности кВт.

Самым оперативным является суточный график работы, в котором как правило имеет место значительный пик нагрузки, особенно в осенне-зимний период и ночной провал, в течение которого часто приходится часть котлов выводить из работы в горячий резерв. В праздничные дни нагрузка значительно понижается. Покрытие таких графиков нагрузки происходит в режимах базовом и маневренном (полупиковым и пиковым).

При базовом режиме паровой котел работает с постоянной нагрузкой, что способствует повышению его экономичности и надежности. В маневренном режиме котел работает на переменной производительности, имеет частые пуски и остановы и естественно пониженную экономичность и надежность.

Режимная карта.

Эксплуатация парового котла осуществляется сменным персоналом (машинистами) согласно режимной карте, при составлении которой инженерно-технический персонал использует рекомендации завода-изготовителя, данные примерочных испытании, если таковые были, печатные руководящие указания вышестоящих организаций и отраслевых институтов, информацию о работе подобных агрегатов.

В режимной карте даются параметры пара, воды, дымовых газов и воздуха на номинальных, максимальных, минимальных и промежуточных нагрузках.

Показатели эксплуатации.

Экономичность работы отдельных котлов и котельной в целом оценивается в первую очередь по КПД нетто, который характеризует термическое, а главное экономическое совершенство агрегата. Обычно подсчитывают кпд при номинальной и средней за интересующий период нагрузки. Надежность оценивается рядом коэффициентов:

 - коэффициент рабочего времени при  - продолжительность рабочей компании котла в часах за календарный период . Показывает приближенно использование по рабочему времени к 100% (для мощных агрегатов составляет 0,7…0,9)

 - коэффициент готовности к эксплуатации за время пребывания в работе  и в резерве  (для мощных агрегатов равен  0,79…0,93)