1. Общие сведения о деталях машин.
Любая машина - это устройство , которое совершает полезную работу. Каждая машина состоит из нескольких механизмов различного назначения, объединенных общей базовой деталью ( рама, станина, корпус). Все механизмы состоят из отдельных узлов ( сборных единиц), которые в свою очередь состоят из отдельных деталей. Деталь представляет собой часть машины, выполненную из однородного материала без использования соединений.
Детали делятся на простые ( болт, шпонка) и сложные ( коленчатый вал, шестерня) общего ( валы, шестерни) и специального назначения
( крюки кранов, корпус ковша).
При изготовлении деталей к ним предъявляются определенные требования в соответствии своему назначению, минимально возможные габариты и класс, удобство и безопасность работы, минимальная себестоимость изготовления и т.п.
Главными требования к деталям следует считать их экономичность и надежность в работе.
Работоспособность деталей определяется прочностью, износостойкостью, теплостойкостью и некоторыми другими критериями. Главный - прочность деталей - способность детали сопротивляться разрушению под действием внешних нагрузок. Она зависит от свойств материалов деталей ( предел прочности на растяжение, текучесть и т.п. ) и способов механической обработки деталей при их приготовлении. Каждая деталь должна иметь определенный запас прочности
Детали машин изготовляются из различных конструктивных материалов - сталь, чугун, цветные сплавы, пластмассы и специальные материалы.
В машиностроение большое значение имеет стандартизация и унификация деталей и отдельных механизмов. Так, например, все крепежные детали - болты, шпильки, заклепки имеют вполне определенные размеры, а поэтому могут быть использованы в любой машине.
Соединение деталей машин.
Детали, составляющие машину, связаны между собой подвижными или неподвижными связями. Неподвижные связи позволяют разбирать машину на узлы и детали, то есть упростить ее изготовление, ремонт и транспортировку. Неподвижные соединения могут быть разъемные ( болтовне) и неразъемные ( заклепки, сварка).
Показать примеры на плакате.
Передачи - это механизмы, осуществляющие передачу энергии от двигателя к исполнительным органам. Они могут быть механическими ( фракционные, зубчатые, ременные, цепные), электрические, гидравлические и пневматические.
Плакат - примеры.
Оси, валы, подшипники, муфты.
Оси - детали, служащие для поддерживания деталей и узлов, и непередающие крутящего момента ( ось блока, ходового колеса).
Валы - служат для передачи крутящего момента и вращаются вместе с закрепленными на них деталями ( шкивы, зубчатые колеса).
Оси и валы выполняют в основном круглыми сплошного или кольцевого сечения. они могут быть постоянного сечения и ступенчатые. Опорные участки валов и осей называют шейками (под подшипники), цапфами
( воспринимающие радиальные нагрузки), пятами ( осевые нагрузки).
Оси рассчитываются на изгиб. Валы на изгиб и кручение.
Подшипники являются опорами валов осей. По виду трения могут быть подшипники качения и скольжения .
Подшипники качения состоят из внутренних и наружных колец с дорожками качения, по которым перекатываются шарики или ролики. Шарики и ролики могут разделяться сепараторами. Подшипники качения могут быть радиальными, радиально-упорными и упорными - в зависимости от направления воспринимаемой нагрузки.
Плакат.
Подшипники скольжения в общем случае состоят из корпуса и вкладышей, на которые операется шейка вала. Вкладыши изготовляются из антифризионного материала ( чугун, бронза, бабит, пластмасса и биметаллические материалы). Они также делятся на радиальные, радиально-упорные, упорные. Чтобы уменьшить трение между вкладышами подшипника и шейкой вала в зазор между ними подается смазка.
Муфты - это устройство, соединяющее валы, оси, трубы, канаты и т.п. Муфты для соединения валов различаю по назначению:
для соединения валов по одной оси или под углов, соединение валов с зубчатым колесом,
для компенсации несоосности валов для включения и выключения одного вала при постоянно вращающимся втором,
для предохранения валов и узлов от перегрузок и т.д.
по принципу действия - делятся на механические, электрические и гидравлические.
по виду управления - неуправляемые (постоянно действующие), управляемые (сцепные), автоматические и специальные.
Неуправляемые муфты делятся на жесткие, самоустанавливающиеся и д.р.
Рассмотрим для примера автоматические самоуправляемые муфты. Они могут быть центробежные - фракционные муфты, сцепляющие и расцепляющиеся под действием центробежных сил при достижении ведущим валом заданной частоты вращения.
Обгонные - служат для передачи крутящего момента только в одном направлении и соединяют вал в том случае, если скорость ведущего вала превышает скорость ведомого. Ведомый вал может свободно обгонять ведущий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.