Еще раз. Это не значит, что категория МД не может выступать в регулятивной функции. Может. Мы вчера и обсуждали в нашей дискуссии, что она начинает регулировать наше мышление, и более того, не просто мышление, но и мыследеятельность. Например, через идею Другого; признание Другого – это не просто картинка устройства мира, а это еще и способ действия в ситуации. И не случайно я обратил ваше внимание на то, что то, как вы говорите о другом вопрошающем, – это есть непризнание Другого через действие: когда мы не хотим слушать, когда мы не умеем понимать, когда мы не умеем признавать позицию другого, как рядоположенного и т.д. Т.е. идея МД здесь не столько изображает мир, сколько регулирует наш способ поведения и действия. Но грубо, в догматических версиях СМД-подхода можно так сказать: мир есть мир МД, а мыслить его нужно системно. И – две развертки: одна – в системный подход, в категории системного подхода, т.е. категории процесса, структуры, функции, морфологии, связи, элемента и т.д.; а другая развертка – в категории МД-ые (как то: понимание, рефлексия, коммуникация, мышление, мыследействование и прочие).
Теперь: последний шажочек, прежде чем я сделаю остановку. Идея МД (которую мы обсуждали вчера в каких-то контурах), СМД-ый подход (на это я указал сейчас только что) и (третий очень важный момент) схема МД – это разные "вещи". Схема МД есть результат специальной мыслительной процедуры, которая называется схематизацией. И когда мы берем из арсенала СМД-методологии саму схему, нужно очень хорошо понимать, что схема МД – это не МД, а всего-навсего ее схема. И то, что мы говорим про МД, в плане обсуждения этой идеи, или СМД-подхода, отнюдь не все это выражено в схеме. В схеме выражено только то, что там удалось выразить. В этом плане она намекает на какие-то содержания, но в себе их не содержит. И в работах (прежде всего в работах Г.П.) дана, во-первых, сама эта схема, а во-вторых даны комментарии к ней. И выглядит эта схема следующим образом. Я сейчас даю первую стандартную зарисовку, которая включает в себя три уровня: нижний уровень – это уровень мыследействования, средний уровень – это уровень мыслекоммуникации, и верхний уровень – это уровень т.н. чистого мышления. Я сейчас даю стандартную зарисовку и ее интерпретацию, потом буду разбирать, в чем там сложность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.