Я не хочу утверждать, что это единственный тип реалистического миросозерцания, поэтому ввожу матрицу и говорю, что в принципе возможны любые комбинации: может признаваться реальность возможных прошедшестей - прошлое кладется как возможностное и отсутствие некоторой фактичности прошлого. Признание того, что в прошлом было много всего разного, было много возможностей, задает этот способ самоопределения. Наконец, признание прошлого как долженствующего: такая модель была любопытно реализована в эпоху Возрождения по отношению к Афинам. По остальным столбцам я могу пройти также.
У меня есть гипотеза, что эти типы реалистического миросозерцания, формируясь на определенных индивидах и группах людей, разделяет людей гораздо больше, чем политические, социальные, культурные, этнические и другие моменты. Люди, принадлежащие разным типам самоопределения и признающие одно более реальным, чем другое, отличаются друг от друга так, что иногда кажется, что они не есть экземпляры одного рода человеческого, а представители разных родов.
Вернемся к вопросу об экономической ФОХ (ЭФОХ) и других ФОХ. Признав наличие многих ФО, то есть признав онтологическую и феноменологическую плюральность хозяйственного мира, СМД-подход при этом сохраняет очень жесткую монистическую установку, поскольку во всех названных случаях мы ведем речь о ФО. Это разные ФО, но каждый раз это ФО, следовательно статус первичной реальности приписывается ФО, а не хозяйственным феноменам, которые возникают как наложение, пересечение, реализация этих ФО.
Когда я был маленьким, как-то раз я спросил у ГП: "Есть ли бог?" Он сказал: "Какая разница - есть бог или нет бога, есть идея бога, и за нее люди будут умирать." На мой взгляд, это типичный пример деятельностного выворачивания ситуации, где мы от объектно-онтологического вопроса переходим к вопросу рамки действия. Если я признаю идею бога - для меня бог есть - и совершаю действия, то эти действия будут реальностью для других. Или не будут, это тоже очень интересно: несколько лет назад я видел фильм, в нем показывались улицы Харькова, на которых валялись трупы. Комментарий заключался в том, что для людей, руководящих в тот момент Украиной, этого не существовало: они ездили по городу в автомобилях и не замечали. Как это возможно?
В силу того, что это возможно, я утверждаю первичную реальность ФО или идей о том, что хозяйство может быть организовано независимо от того, как оно организовано в смысле фактичности.
Большие группы людей ... хотя описания Броделя показывают, что не очень большие, если сравнивать их с масштабом населения всей Европы в момент возникновения и оформления ЭФОХ ... небольшая прослойка людей признает для себя первичную реальность ЭФОХ, начинает вести себя не как жители средневековой европейской деревни - сельские производители, носители протребительского уклада - и ЭФОХ возникает как реальная.
И наоборот, небольшая группа людей признает первичную реальность производственно-технической ФОХ, начинает ломать существующие экономические институты - иммунные системы хозяйственного организма - и ломает ЭФОХ.
Если открыть работы какого-нибудь деятеля политики, то он мог просто написать: "Что такое деньги? Это орудие классовой борьбы." Вы можете сколько угодно рассказывать, что деньги это очень сложный механизм преодоления бартерной формы хозяйства, форма существования покупательной силы населения ... Он знает, что ЭФОХ можно ломать полностью: так, чтобы ни один механизм, соответствующий этой ФОХ вообще не работал; чтобы не было цен, подсчета издержек, денег - ничего из того, что привычно для нас ассоциируется с экономикой и ЭФОХ.
Итак: деятельностный подход признает первичную реальность ФО, может ввести соответствующее пространство для ответа на вопрос "где живут идеи о том, что могут быть разные ФОХ помимо доски, на которой они произвольно нарисованы и перечислены?". Я могу ответить, что они живут в культуре, транслируются, передаются из поколения в поколение. Каждый из нас может эту культурную идею оттуда взять, восстановить, на нее ориентироваться, использовать. Все остальное, то есть хозяйствование в смысле конкретного социального, организационного, культурного поведения индивидов и групп, есть производная от того, какую ФОХ они из культуры берут и надевают на самих себя как форму своей самоорганизации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.